Депутаты хотят упростить вырубку леса под отели, заправки и скважины

Депутаты Госдумы Василий Тарасюк (ЛДПР), Александр Василенко, Леонид Огуль и Валерий Язев (последние трое из "Единой России") стали инициаторами двух законопроектов в области освоения лесов — которые, по мнению экспертов, могут существенно повлиять на окружающую среду. Ранее те же депутаты вносили законопроект, отменяющий экологическую экспертизу на шельфе — но на фоне бурной реакции экологов, которые пожаловались Владимиру Путину, в июле законопроект был отозван.

Оба законопроекта вносят изменения в Лесной кодекс РФ. Согласно первому проекту, проведение изыскательных работ, связанных с рубкой лесов, депутаты предлагают осуществлять без предоставления участков в аренду. Второй законопроект разрешает строительство в лесах объектов дорожного сервиса. По мнению экспертов, в случае принятия этих законодательных инициатив вырубка лесов будет вестись фактически бесконтрольно, а заинтересованные компании получат доступ к строительству в лесах автозаправок и закрытых элитных баз отдыха.

На сегодняшний день Лесной кодекс предусматривает оформление в аренду лесных участков в случае, если проведение геологоразведочных, сейсморазведочных и изыскательных работ требует рубки леса (без рубки леса допускается использование без договора аренды). Вместе с договором аренды компания должна разработать проект лесного участка, проект освоения лесов, подать лесную декларацию — по этим пунктам проводится госэкспертиза. Таким образом, депутаты предлагают выдавать разрешения на рубку леса без госэкспертизы, проведение которой позволяет оценить воздействие изыскательных работ на состояние лесов.

Кроме того, при составлении проекта освоения лесного участка арендатор сейчас обязан в том числе включать в него противопожарное обустройство арендуемых лесов. Соответственно, если проект освоения составляться не будет, то заставить организации, осуществляющие изыскательские и геологоразведочные работы, участвовать в ликвидации пожаров, даже возникших по их вине, будет невозможно, уверены в Greenpeace.

— После получения разрешения на рубку компании, в частности нефтяные, смогут рубить лес где хотят и в каких угодно масштабах. Проконтролировать этот процесс государству будет уже крайне сложно, — говорит руководитель программы "Гринпис России" по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Михаил Крейндлин.

Вторая законодательная инициатива депутатов вносит поправки в ст. 25 Лесного кодекса, по которой лесные участки нельзя использовать для размещения объектов дорожного сервиса. Согласно действующему закону для размещения таких объектов применяется процедура перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Депутаты предлагают разрешить строить такие объекты без перевода земель из одной категории в другую — то есть на землях лесного фонда. Таким образом, по мнению депутатов, удастся усовершенствовать дорожную инфраструктуру, а также снизить аварийность на дорогах.

По закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", к объектам дорожного сервиса относятся автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств.

Законопроект вызвал неоднозначную реакцию у председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Алексея Русских. В своем заключении на документ ("Известия" ознакомились с текстом заключения) он отметил, что существенное расширение перечня объектов, которые можно размещать на землях лесного фонда, не в полной мере соответствует целям, изложенным в пояснительной записке к законопроекту, поскольку, например, такие объекты, как автовокзалы, не могут рассматриваться как объекты, предназначенные для отдыха граждан. Он также отметил, что для размещения таких объектов предназначены земли транспорта, а не земли лесного фонда.

По мнению Михаила Крейндлина, строительство объектов дорожного сервиса приведет к деградации лесов на значительно больших площадях, чем собственно необходимо для этих объектов, поскольку их размещение повлечет за собой необходимость строительства дополнительных развязок дорожной инфраструктуры. Это приведет к увеличению фрагментации лесных массивов, примыкающих к дорогам, ухудшению санитарного и противопожарного состояния лесов.

— Нельзя также исключать, что под видом строительства мотелей могут реализовываться попытки строительства коттеджей или элитных закрытых баз отдыха, примыкающих к дорогам, — комментирует Крейндлин. — Ни для кого не секрет, что лесные участки — это наиболее привлекательные с точки зрения развития бизнеса территории. При этом велика вероятность, что будут иметь место попытки огораживания таких участков или изъятия их из общего пользования другим способом, что приведет к нарушению законодательно закрепленного права граждан на общедоступное лесопользование.

Эксперт также подчеркнул, что лесные участки, занятые объектами дорожного сервиса, примыкающими к автодорогам, нельзя будет использовать для расширения или реконструкции самих автодорог. Таким образом, в случае необходимости реконструкции придется строить новые дороги через лесные массивы. Как напомнил собеседник, тот факт, что территории, примыкающие к Ленинградскому шоссе в городе Химки, были застроены крупными торговыми центрами, являлся одним из главных обоснований строительства платной автодороги Москва—Санкт-Петербург через Химкинский лес.

Читайте полную версию на сайте