Государственный художественный музей Алтая получил в дар произведение алтайского мастера В. Балыкина - уникальную икону Казанской Божьей Матери.

Накануне в музее состоялась презентация иконы Казанской Божьей Матери, подаренной музею барнаульцем Леонидом Поляковым, сотрудником Альфа-банка. Заместитель директора по научной работе, заведующая отделением древнерусского искусства Людмила Красноцветова подчеркнула особую важность этой иконы для истории и культуры Алтайского края. Поэтому и акту дарения придается столь высокое значение.

Предыстория появления иконы в музее такова. В начале нынешнего года она была обнаружена в одном из антикварных магазинов Барнаула. Его директор Сергей Москвин тут же сообщил о появлении иконы в музей, потому что она оказалась работы известного алтайского иконописца Виколы Балыкина. Однако, у музея на приобретение иконы денег не было, и его сотрудники стали искать спонсорскую помощь. А пока С. Москвин заплатил владельцу иконы, чтобы забронировать ее для музея. Искусствоведы обратились за помощью в Альфа-банк, известный своей попечительской деятельностью. Один из сотрудников банка и помог музею разрешить эту проблему, отдав на приобретение иконы свои деньги. По словам Л. Красноцветовой, Леонид Поляков показал точное понимание особенностей взаимоотношения религии и общества. Иконы как литургические символы должны быть в церкви, чтобы люди им молились. Но в то же время, им есть место и в музее, где они как произведения церковного искусства являют культурные ценности народа. Казанская икона особенно любима русскими людьми, считается заступницей и покровительницей в начинаниях.

Драматична судьба автора иконы, Виколы Балыкина. Он родился в селе Залесово Алтайского края в 1860 году. По вере был старообрядцем, однако, строго канонов не придерживался. Это выразилось и в манере иконописи. Лики святых, изображенные на иконах, необычайно одухотворены, благодаря чему создается их психологический портрет. Сюжет и композиция икон подчинены выражению философских идей автора.

Художник сумел чутко уловить и направление развития искусства: в его иконах периода 1920-1930-х гг можно обнаружить элементы экспрессионизма. Это выразилось в эмоциональной напряженности, насыщенности красными, синими, контрастными белыми и черными сочетаниями цветов. В то же время, начиная с гражданской войны, резко ухудшается качество красок, используемых иконописцем. На иконах перестает использоваться столь необходимое золото и серебро. Порой мастер пишет красками для окон и пола. Однако, это не снижает художественной выразительности икон.

На самого Балыкина было заведено следственное дело, его приговорили к расстрелу, однако, по причине преклонного возраста приговор заменили ссылкой. Его жену также сослали, причем, в другую местность, разлучив с мужем. После 1932 года, как сказано в архивных материалах, "его судьба неизвестна", но есть основания полагать, что в ссылке и Викола Балыкин, и его супруга умерли, примерно в одно и то же время.

Судьба иконописца и его произведений оказалась неразрывно связана с реалиями тех лет, а его иконы стали уникальными по уровню мастерства для алтайского религиозного искусства. Именно поэтому каждая новая находка, относящаяся к его творчеству, так важна для исследователей культуры края.

Уникальность иконы отметили и эксперты Государственной Третьяковской галереи. Было решено включить ее в коллекцию, которую отправят в Москву на выставку, посвященную Государственному художественному музею Алтайского края. Это мероприятие пройдет в рамках реализации проекта "Золотая карта России".

Музей Алтая откроет в Москве свою экспозицию, состоящую из порядка 90 работ, 10 сентября. Это мероприятие станет одним из центральных в программе празднования 65-летия Алтайского края. На церемонии открытия будут присутствовать глава администрации края Александр Суриков, представители мэрии Барнаула. Пока же сотрудники музея ведут интенсивную подготовительную работу: опубликован материал о музее в популярном журнале "Крестьянка" (в мае 2002 года), создается монография о музее, его коллекции, о картинах, которые будут направлены в Третьяковскую галерею. Да и сами полотна обновляются реставратором, для них на средства, выделенные краевой администрацией, изготавливают новые рамы. Специалисты отмечают, что сейчас им выпала уникальная возможность увидеть картины в истинном цвете, не искаженном защитным стеклом. Работники музея надеются, что их коллекция, любовно хранимая в Барнауле, будет благожелательно принята в Москве.

Так одна небольшая икона объединила многие события в нашем городе, крае, Отечестве

>
Читайте полную версию на сайте