Почему Порошенко не вводит военное положение на Юго-Востоке Украины

Секретарь украинского Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий выступил против введения военного положения на востоке страны, по его словам, это грозит недопустимой паузой в проведении силовой операции.

- Если мы будем внедрять военное положение, то это полностью изменит структуру управления, его логику. И на самом деле для эффективности проведения операции это будет недопустимая пауза, — заявил секретарь СНБО.

Ранее (1 июля) парламентская коалиция призвало президента Украины Петра Порошенко безотлагательно внести на ратификацию в парламент решение о введении военного положения на востоке Украины. За несколько часов до этого президент решил не продлевать объявленное 20 июня перемирие в восточных регионах, и силовики возобновили огонь. Такое решение им было принято по истечении десяти дней. Причем некоторые украинские журналисты вместе с этой новостью опубликовали явно заготовленное сообщение о согласии Порошенко на введение военного положения.

Украинские депутаты уже не в первый раз обращаются с требованием ввести военное положение в Донбассе. В начале июня исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов допустил возможность развития такого сценария и поручил СНБО в срочном порядке рассмотреть вопрос. Однако окончательное решение было отложено до инаугурации президента Петра Порошенко.

Среди украинской власти высказывались мысли о том, что введение военного положения не будет способствовать росту лояльности населения, что, в конечном счете, лишь усилит "сепаратистские" настроения на Донбассе. Однако для украинской власти введение военного положения в Донецкой и Луганской областях было бы выгодно, во-первых, потому что, тогда Киев просто закрыл территории ДНР и ЛНР для прессы, и творил бы там все, что хотел, во-вторых, это, наконец, легитимизировало применения войск против жителей Юго-Востока.

Почему же украинская власть не идет на такой шаг?

Директор Центра политического маркетинга (Украина) Василий Стоякин отмечает: ввести военное положение означает для Киева признать факт гражданской войны.

- В российскую агрессию верят только киевляне и львовяне, в самом Донбассе никаких фантазий нет. Поэтому объявление военного положение будет окончательно юридически закреплять тот факт, что Киев ведет войну против собственного народа. Это первый такой политико-идеологический момент.

Второй заключается в том, что военное положение предполагает введение множества различных ограничений, которые либо не выгодны действующей власти, либо которые она физически не сможет реализовать. Скажем, во время военного положения запрещается проведение выборов, а, как мы знаем, именно на осень запланировано проведение внеочередных выборов в Верховную Раду. Конечно, до осени военное положение, скорее всего, не продлилось бы, но все равно увеличивалась вероятность того, что будут сорваны сроки проведения выборов и, соответственно, это повлияет на их легитимность.

К тому же военное положение предполагает введение ограничений на различную уличную активность. То есть на митинги и протесты, которые проходят в Киеве, власть должна была реагировать – вводить войска в столицу и т.д. А Порошенко сейчас не готов проводить АТО во всех местах, где ее нужно проводить. А как выясняется, начинать операцию надо именно с Киева... В общем, от введения военного положения украинские власти будут по возможности отказываться.

"СП": - Раньше были мнения о том, что Порошенко (до реализации "мирного плана) проводит АТО для того, чтобы на фоне военных успехов объявить о мире. Сейчас спецоперация возобновилась вновь. На ваш взгляд, какие дальнейшие действия предпримет украинский президент?

- Лично я не вижу для Порошенко никакого выхода из этой ситуации, потому что после подписания соглашения об ассоциации с ЕС ему, по идее, надо было просить политическое убежище у России. Вот это было бы для него выходом. Сейчас же он должен продолжать операцию - этого требуют и его избиратели, и его хозяева из Вашингтона. И Порошенко будет ее продолжать, ну а кончится это в любом случае плохо, независимо от того, как закончится спецоперация. Наступит осень, а именно в это время года всегда повышается уровень общественных протестов, а тут еще будут расти коммунальные тарифы, снижаться зарплаты, сокращаться штат служащих бюджетных организации и т.д. То есть Украина скатывается в экономический кризис и результатом этого в любом случае будет смена власти. А поскольку сами революционеры моральные, правовые и прочие препятствия убрали, то смена власти будет проходить явно не путем проведения демократических выборов.

"СП": - Наверное, это должны понимать западные советники и кураторы…

- США, думаю, все это отлично понимают, и их это устраивает. Если не удастся удержать ситуацию в каких-то рамках и создать полностью зависимое от Вашингтона режим, который будет заниматься разными антироссийскими провокациями, будет гражданская война по всей стране. А это значит, что позиции России будут ослабляться, а контроль Соединенных Штатов над Европой – повышаться.

Директор научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов говорит, что Киев не будет вводить военное положение, потому что это означает, что он автоматически признает факт гражданской войны в стране.

- А проведение спецоперации против разрозненных групп "террористов" гармонично ложится на то информационное поле, которое формирует украинская пропаганда. С другой стороны – все-таки резких требований о введении военного положения со стороны Рады и со стороны общественности на Украине не наблюдается.

К тому же военное положение не может длиться долго. И, несмотря огромные плюсы от этого - единое командование и снабжение армии, есть весомые минусы. Так, военное положение обязывает нормы снабжения подразделений и выплат зарплат привести в соответствие. То есть здесь есть и экономическая составляющая.

В политических кругах Украины нет влиятельной партии мира, есть партия умеренной войны и партия войны и решительных действий. Порошенко в данном случае представляет партию умеренной войны. К слову, перемирие во многом ослабило позиции Порошенко среди тех, кто его поддерживает – как среди политиков, так и среди избирателей. Украинская общественность настроена на победу до последнего конца, требуя, чтобы "последний террорист на Донбассе" был либо уничтожен, либо выкинут на территорию РФ. Во многом здесь играет роль национальная составляющая и пропаганда. Но, понятно, что если Порошенко не победит окончательно и бесповоротно на Юго-Востоке, на его место придет более агрессивный политик, что называется, "на штыках". Потому что смирится с тем, что страна разваливается, украинские избиратели и политики не могут и не хотят – ментальность не позволяет. Однако если ополченцы консолидируются, то они смогут затянуть противостояние с Киевом на годы.

Политолог Сергей Михеев полагает, что Порошенко не хотел бы быть президентом войны, поэтому он лавирует между Россией и Западом.

- С одной стороны, он вроде как проявил миротворческие инициативы, с другой – сам вышел из режима перемирия. Порошенко надо сохранить режим контртеррористической операции – войны локального значения, потому что введение военного положения означает признать факт гражданской войны в стране.

К тому же Порошенко заинтересован в том, чтобы провести внеочередные выборы в Верховную Раду, и ему не выгодно вводить военного положения в Донецке и Луганске, потому что в таком случае там выборы не могут быть проведены. Тогда Верховная Рада будет только частично легитимна: у жителей Донецка и Луганска появится козырь и они смогут всегда сказать, мол, мы вас, супостатов, не выбирали и, соответственно, вашу Раду не признаем. Если же ограничиться только АТО, тем или иным способом можно имитировать выборы.

Что касается самого перемирия, то оно было нужно Порошенко с несколькими целями. Во-первых, киевские власти хотели продемонстрировать России и Западу, что мы не такие кровавые и готовы идти навстречу, одновременно можно было все устроить так, чтобы обвинить во всем ополченцев, мол, эти "негодяи-террористы" не слышат наши мирные инициативы. Во-вторых, надо было подписать соглашения об ассоциации, и чтобы это произошло на фоне относительного затишья. В-третьих, перемирие нужно было и для того, чтобы перегруппировать силы киевских властей, усилить их для того, чтобы после официального возобновления спецоперации с новым энтузиазмом преступить к войне. Это и происходит. По крайне мере, на границе им удалось выбить ополченцев из целого ряда КПП.

Теперь Порошенко нужны военные успехи, которые можно представить как результаты АТО, и на волне этих успехов подойти к выборам в Раду. Надо понимать, что социально-экономическая ситуация со временем будет только ухудшаться и то, Порошенко нужно сейчас капитализировать рейтинги, потому что, скажем, к весне следующего года они будут совсем другими. Как это было с популярностью Ющенко: в период "оранжевой революции" он имел запредельные рейтинги, а потом они практически полностью испарились и приблизились к нулю.

"СП": - Чтобы сформировать в Раде партию власти Порошенко еще надо запустить пока аморфную "Солидарность" и, наверное, склеить ее с "УДАРом"…

- Да, "Солидарность" действительно сейчас никакая партия, но в принципе она имеет шансы пройти в Раду опять-таки на волне рейтингов Порошенко, у которого, к тому же, есть административный ресурс. На него уже откровенно ориентируется часть "УДАРа", на него может переориентироваться в последующем даже часть Батькивщины", на него, скорее всего, будут ориентироваться и "Партия развития Украины", которая сейчас создается из "регионалов". То есть Порошенко пойдет в Раду несколькими колоннами, и в сумме он может получить неформальную, но солидную группу поддержки.

Заместитель председателя института стран СНГ Владимир Жарихин обращает внимание на тот факт, что в еще феврале выдвигались первые идеи по введению военного положения, чтобы можно было использовать армию.

- Однако войска стали использовать и так, причем не стесняясь применять любые средства при ведении боевых действий. Возникает вопрос – что может добавить к существующему положению вещей введение военного положения, кроме запрета на проведение досрочных выборов в парламент добавить? Ничего. Все ограничения, налагаемые украинскими законами на использование вооруженных сил внутри украинских конфликтов, отброшены Поэтому под видом патриотизма, борьбы с терроризмом и т.д. на самом деле будет происходить скрепление тех сил и тех конкретных личностей, которые не видят себя в парламенте или видят себя в достаточно урезанном виде, чтобы отсрочить досрочные выборы в Верховную Раду.

Что касается продолжения спецоперации и политического будущего Порошенко, то, рассуждая о мотивации Порошенко, надо исходить из того, что неверно его рассматривать как самостоятельный субъект в принятии политических решений. Главный дефицит в украинской власти – это дефицит той самой "незалежности", о которой всегда так много говорят. И поэтому мотивацию надо искать не в действиях Порошенко, потому что они зачастую идут явно в ущерб, в том числе интересам той же самой киевской власти, которую он представляет.

Мотивация находится за пределами украинского государства, и там судьба украинского государства не очень интересует тех, кто принимает решения. Скажем, 21 февраля на подписании соглашение об урегулировании политического кризиса между Януковичем и оппозицией присутствовали главы МИД Германии и Польши — Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, руководитель департамента континентальной Европы министерства иностранных дел Французской Республики Эрик Фурнье, спецпредставитель России – Владимир Лукин. "Мирный план Порошенко" подписывали те же силы, только с другим украинским президентом.

И во всех этих случаях буквально на следующий день принималось прямо противоположное решение, вопреки авторитету всех тех высоких сил, которое эти решения оглашали. Но была одна сторона, которая все эти планы отвергала, и мы ее прекрасно знаем. Просто американцы поставили задачу устроить из Украины Сомали в центре Европы, и они эту задачу решают. Интересы Порошенко в данном случае имеют вторичное значение – ему сказали снова начать воевать, он послушался.

Читайте полную версию на сайте