Белорусам прививали "европейские ценности" через массовые убийства: открытое письмо Лукашенко
Намерение властей Витебска установить памятник литовскому князю Ольгерду напротив православного храма, игнорируя мнение общественности, стало поводом для очередного обращения жителей и НГО города к Александру Лукашенко. Монумент установлен 24 июня, его торжественное открытие запланировано на 27 июня - ко Дню города, накануне проведения международного фестиваля "Славянский базар". Незадолго до этого, 13 июня Витебский горисполком принял обращение к председателю Витебского горисполкома Виктору Николайкину от граждан и общественных объединений г. Витебска, выказавших протест действиям властей. Годом ранее, 7 июня и 13 мая общественность Витебска направила руководителю республики два открытых письма, не получив от него ответа. В редакцию ИА REGNUM 24 июня с.г. поступило открытое письмо общественности Витебска, адресованное руководителю постсоветской республики. По словам представителей витебской общественности, они осознают невозможность изменить ход событий, однако настаивают на опубликовании своего очередного обращения, чтобы выразить свою позицию. ИА REGNUM публикует текст документа с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.
Открытое письмо Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко
Уважаемый Александр Григорьевич!
Мы обращаемся к Вам с просьбой высказать своё мнение в давнем споре между белорусским народом - с одной стороны, и чиновниками, которых поддерживает группа сотрудников Института истории Академии наук, - с другой стороны. Этот спор длится уже многие годы. На наших глазах переписывается многовековая история белорусского народа. Мы с этим не согласны. Считаем, что как историк по образованию и Глава государства, Вы можете сказать своё веское слово.
В одном из своих выступлений Вы сказали, что нам нужна такая белорусская идея, которая объединяла бы всех граждан - от академика до крестьянина. Сейчас этого единства у нас нет, и наши академики делают все, чтобы его не было бы и в будущем. Ученые из Института истории НАН Беларуси хотят показать нашу историю такой, какой видели ее Радзивиллы и Сапеги, но белорусские крестьяне видели эту историю совсем другой. Об этом написано много научных трудов именитыми учёными в советский период, об этом в постсоветский период писал ваш учитель Яков Трещенок.
Мы считаем, что белорусы вышли из одной древнерусской колыбели - Киевской Руси. Корни у нас одни, и Православная вера оказала решающее влияние на формирование самобытности наших народов. Русские, белорусы, украинцы - народы-братья.
В XIII веке наши народы постигла беда. Не смогли мы противостоять нашествию монголов. Киевская Русь была разрушена и залита кровью. Этим и воспользовались литовские племена, вожди которых расширили границы своих владений.
"Литва сделалась господствующим племенем не в силу своей племенной численности, а благодаря нашествию татар. До этого князья литовские и носа не смели показать из-за Немана и Вилии, сидели тихонько в дебрях своих лесов. Но лишь только татары разорили Мозырь, Туров, Пинск, Клецк, Слуцк и Новогрудок,- и это сделалось известным князьям литовским,- Эрдвилл со своею дружиною переходит Неман, является на пепе-лище Новогрудка и в 1235 году воздвигает свой замок. Между тем князь жмудский Скирмонд переходит реку Вилию, занимает города Заславль, Минск, Слуцк и Пинск. В Пинске Скирмонд основывает свой замок. Князья жмудские, сподвижники Скирмонда, начинают владеть Минском". (Воспоминание о древнем православии Западной Руси. Москва. Синодальная типография, 1867).
Вот так предки белорусов, обескровленные одними язычниками, вынуждены были покориться другим язычникам. В XIII веке на карте появляется новое государство - Великое княжество Литовское, в которое вошли также западнорусские земли.
Как жилось нашему народу в ВКЛ? Избежать гонений за веру христианскую от литов-ских князей не удалось. В годы правления князя Ольгерда были преданы мученической смерти три православных христианина - Антоний, Иоанн и Евстафий. Православная церковь чтит память трёх виленских мучеников, в Минске действует одноимённое православное братство.
Францисканский монах Плано Карпини, проехавший через покоренную Русь в 1245 году, отмечал, что он на всем протяжении пути находился в постоянном страхе перед литовцами, которые бросились опустошать русские земли.
Положение православных христиан еще более ухудшилось после того, как в 1386 году сын Ольгерда, литовский князь Ягайло, женился на польской королеве и дал обещание полякам обратить в католическую веру своих подданных. Польша с усердием взялась за воспитание наших предков, на территории ВКЛ действовала инквизиция. "Князь Литовский Свидригайло пойма митрополита Герасима, и окова твердо железы, и спровади в Видбеск, и держав на крепости 4 месяци, сожже огнем". (Витебская старина. - Т. 1. - Сапунов А. П. - Витебск, 1883).
"Православным священникам отрубали пальцы, привязывали их нагими к четырем кольям, привешивали за руки и за ноги к шестам, заставляли есть сено, бегать на аркане за лошадьми. Нападали на православные монастыри и церкви, выгоняли монахов и монахинь, раздев последних донага, и, очистив таким образом монастырь или церковь, передавали их униатам". (Белоруссия и Литва. - Минск, Изд. центр БГУ, 2004).
Надо обратить внимание на то, что делали это не дикие кочевники - это Западная Европа таким образом приобщала белорусов к своим "ценностям". Против православных христиан Белой Руси был объявлен настоящий крестовый поход. Своих эмоций папа Римский не сдерживал: "Да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови". (Исторический очерк церковной унии. К. Зноско. Минск, 2004, с.233).
Почему на таком высоком уровне раздавались призывы истреблять белорусов? И куда нас, белорусов, завела бездумная политика литовских князей?
Православные христиане вынуждены были совершать богослужения в шалашах, но даже в лесу их не оставляли в покое. По приказу униатского епископа Кунцевича нашли и разрушили все шалаши и землянки, в которых проводились богослужения, избили священника. Это стало последней каплей терпения для жителей города Витебска. 12 ноября 1623 года горожане ударили в набат, началось восстание. Кунцевич был убит, и его тело было брошено в Двину.
Папа Римский Урбан VIII призвал польского короля Сигизмунда покарать непокорных. Расправа над жителями Витебска была скорой и жестокой. Руководил процессом литовский канцлер Лев Сапега, памятник которому наши историки уже успели поставить в Лепеле, а в Минске назвать его именем улицу.
Более ста человек были приговорены к смертной казни, среди них были два Витебских бургомистра и один Полоцкий. Вот так папа Римский, польский король и литовский канцлер вершили суд над православными христианами Белой Руси.
Но даже такие жестокие меры не пугали православных христиан. Жители Могилева предупреждали гонителей Православной Веры: "Убьем вас и утопим в этой луже, хотя бы и нам, как было в Витебске, отрубили головы". (Белоруссия и Литва. - Минск, изд. Центр БГУ, 2004).
Так решительно были настроены белорусы, и сейчас мы склоняем головы пред их подвигом. Мы приложим все силы, чтобы узнал белорусский народ, сколько горя, слез, унижений в те далекие времена скрывалось за красивым названием "Великое княжество Литовское".
Сегодня ученые Института истории НАН Беларуси утверждают, что для белорусов это время было "периодом расцвета". Это делается для того, чтобы убедить нынешнее поколение молодёжи: если нашим предкам в ВКЛ было "хорошо", то и нам там понравится. Вот таким образом чиновники толкают нас в объятия "Европы".
Тут надо признать, что огромный потенциал заключен в академической науке, только, к сожалению, используют его белорусские ученые не во благо своего народа, а во вред ему. Мы всегда были частью Европы, но особенной частью - западным форпостом Русской цивилизации, что признавали западноевропейские учёные, но почему-то не видят в упор некоторые представители НАН, Минобразования и Минкультуры, а также чиновники местной вертикали. С усердием, достойным лучшего применения, не спрашивая мнения народа и тратя по своему усмотрению средства налогоплательщиков, чиновники, явно желая продемонстрировать свою лояльность ко всему западноевропейскому, а точнее - антирусскому и антиправославному, т.е. антибелорусскому по сути, принялись насаждать новые символы, характеризующие их взгляды на нашу историю. Особенно ярко это проявляется в установке новых памятников.
В Витебске принимается решение к Дню города, 27 июня 2014 года, установить памятник литовскому князю Ольгерду, известному гонениями на христиан и завоевательными походами на Москву. Место для памятника выбрали напротив Свято-Воскресенской церкви. Неужели чиновники не понимают, что это оскорбление верующих? У нас, в Беларуси, каждый православный христианин знает, что Ольгерд грабил церкви и монастыри.
Мы спрашиваем: Зачем надо было трогать больную рану белорусского народа? Зачем надо было ворошить это кровавое прошлое? Зачем надо было придумывать "хорошего" литовского князя? У нас разве своих героев нет? Не надо было этого делать, потому что много крови было пролито белорусами в Великом княжестве Литовском. У народа Белой Руси хотели отобрать его Веру. Понимают ли это наши историки? Понимают ли они, что Вера для наших предков была дороже собственных жизней?
Сегодня мы знаем, к каким катастрофическим последствиям приводили межконфессиональные конфликты. Поэтому в наше время ни один руководитель государства не осмелится прибегнуть к открытому насилию, принуждая свой народ перейти в иную веру - изменить свою душу.
Во времена Великого княжества Литовского наши предки столкнулись с такой агрессией - войной на истребление, длившейся не один век. Только таким образом можно было искоренить Православную веру, однако она пережила и своих гонителей, и находившиеся под их скипетрами государства. Начинать войну с православными белорусами было безумием и для литовских князей, и для польских королей. Сначала Великое княжество Литовское потеряло свою государственность, а вслед за ней и Речь Посполита пала, терзаемая внутренними противоречиями.
Не понимали литовские князья, что поддержку для себя они должны были искать у нашего народа, а не у соседней Польши. Не понимали белорусов и польские короли, совершившие роковую ошибку, объявив войну православным христианам Белой Руси.
В итоге длительного противостояния белорусы неизменно поддерживали внешние силы, выступавшие в защиту своих братьев по вере. Белорусы разрушили государство Речь Посполитую изнутри. После этого разве могло такое государство противостоять натиску извне? И поэтому были неизбежны все три раздела Речи Посполитой.
Наши предки прошли через жестокие испытания. К сожалению, льются слезы у православных христиан Беларуси и сейчас - об этом мы рассказали в книге-летописи "Витебская Голгофа", два экземпляра которой мы отправили Вам, Президенту Беларуси. Но не могут чиновники позволить, чтобы узнал Президент, каким пыткам они подвергли монахинь Свято-Духова монастыря.
В лютые морозы Свято-Духов женский монастырь оставляют без тепла, воды, туалета. Три монахини во время сна получают обморожения. Как в насмешку, чиновники предложили им переселиться в приют для лиц без определенного места жительства, а по-простому - в ночлежку для бомжей. И все это происходит в Беларуси, где живет спокойный и рассудительный народ.
Сейчас многие любят ссылаться на официальную историческую концепцию. Но давайте опять зададим вопрос: а кто ее писал, эту концепцию? А писали ее те, кто вместе с нашими историками, в свое время, при получении высшего образования, сдавал экзамен по атеизму. И поэтому не могли они написать эту концепцию по-другому. Как их тогда научили - так они ее и написали.
В этой концепции нет места подвигу православных христиан, сумевших отстоять Отечество и Веру, порой даже ценой своих жизней. Но давайте выглянем в окно - там уже другое время. Поэтому должны мы, белорусы, сообща написать свою историческую концепцию, основанную на реальных фактах и событиях, и тогда не будет нам стыдно перед своими потомками.
Сейчас у нас восстанавливаются и реставрируются замки - это правильное решение. Мы, белорусы, обязаны знать свою историю, потому что тот народ, который не знает своего прошлого, не будет иметь и будущего. Но не должны мы идеализировать в своем прошлом всё подряд. Не надо делать героев из Радзивиллов, Сапегов и литовских князей. Из настоящей истории, а не выдуманной, мы знаем, что они и белорусский народ все шесть веков, с 1235 по 1793 гг., находились по разные стороны баррикад.
Сейчас мы видим, какую проблему создали наши ученые своей идеей "обелорусить" чужих польских и литовских правителей. В Витебске они желают видеть памятник чужому князю - Ольгерду. Мы не находим согласия с ними по этому вопросу. А все потому, что какая-то часть наших граждан считает, что можно и не вспоминать о тех мучениях, которые претерпели православные христиане, будучи подданными сначала литовских князей, а потом польских королей.
Мы, православные христиане, заявляем, что все шесть веков белорусский народ вел освободительную войну, и мы не хотим, чтобы эта война осталась неизвестной. Мы должны рассказать своим детям о подвиге наших предков, наших героев и мучеников, и на их примере воспитать подрастающее поколение патриотами нашего Отечества.
Мы считаем, что связь многих поколений белорусов должна быть неразрывной, и только тогда мы избежим ошибок прошлого и сумеем сохранить свою независимость. Недопустимо ставить памятники тем, кто "окатоличивал" и "ополячивал" наши земли, кто насилием насаждал "унию", кто проливал кровь наших предков только из-за того, чтобы умножить свои владения и награбить побольше.
Сейчас мы видим, что какая-то часть нашего общества начинает забывать, что проливали великороссы свою кровь за нас, белорусов. Никто не требует за это падать к ним в ноги, но помнить, кто нас, белорусов, освободил после шести веков неволи, мы обязаны. И сейчас на постаменте, который уже давно построен в центре Витебска, мы должны воздвигнуть памятник, олицетворяющий единство двух наших народов в годы тяжелых испытаний.
Давайте отразим в камне, бронзе стремление наших предков быть свободными. Давайте покажем, что это стало возможным только в союзе с нашими братьями по крови и вере. И предки белорусов, сражавшиеся за свою Веру и свободу шесть веков, и предки нынешних россиян и украинцев, пришедшие им на помощь, достойны величественного памятника. Сбор средств на него мы уже начали!
В чьих интересах устанавливается напротив Воскресенской церкви памятник литовскому князю Ольгерду? Может быть, таким способом решили чиновники подготовить для себя запасной выход? Но разве неизвестно, к чему приводят попытки усидеть на двух стульях одновременно?
Порой нам, белорусам, бывает стыдно, когда мы говорим о дружбе с россиянами, а затем начинаем оправдываться за установку памятников их врагам. Как мы объясним российским гостям "Славянского базара в Витебске" установку в центре нашего города памятника литовскому князю, ходившему походами на Москву? О какой дружбе, добрососедстве, союзной интеграции после этого может идти речь? Может быть, среди политиков так принято, но для простого народа это неприемлемо. Воевать нам придется еще не один раз, и все должны знать, что мы, белорусы, разделим судьбу россиян, какой бы тяжелой она не была.
Неизвестная освободительная война народа Белой Руси с 1235 по 1793 годы должна стать известной! И тогда нам будет легче объяснить своим детям и внукам, как надо защищать свое Отечество. Сейчас мы часто задаём себе вопрос: как воспитать, как привить чувство патриотизма молодому поколению? Мы понимаем, что будущее нашего государства будет зависеть от наших детей.
Да, в школе им преподают историю. Но почему они не знают про подвиг православных христиан, благодаря которому мы - белорусы, не растворились среди поляков и литовцев, а многому сами их научили? С другой стороны: как мы научим своих детей, если сами об этом почти ничего не знаем? Именно поэтому у нас появляются памятники чужим героям.
Могилёв, Пинск, Бобруйск, Мозырь, Речица, Витебск - жители этих многих других городов костьми легли, в прямом смысле, защищая наше будущее, пускай даже и много веков назад. Не соверши они тогда свой подвиг - не было бы и подвига белорусских партизан в 1941-1944 гг.
Сейчас мы сами должны быть готовы совершить подвиг и научить этому своих детей. Пройдёт много веков, и наши потомки будут благодарны нам за то, что получили в наследство такую прекрасную страну.
В то далёкое время через такие же испытания прошла и Россия. И когда мы смотрим на памятник Козьме Минину и князю Димитрию Пожарскому, мы видим, что Россия благодарна своим героям. Но почему такой благодарности к своим героическим предкам нет у нас? Православные христиане Белой Руси сохранили для нас Отечество и Веру, а потому должны мы увековечить их подвиг на века и тысячелетия! И кто посмеет возразить против этого?
Мы, белорусы, понимаем, что за свою свободу нам придется сражаться не один раз. Мы также понимаем, что стратегическим союзником для нас является Россия. И там, на войне, жизни наших детей будут зависеть от готовности белорусов и россиян в критическую минуту прийти на помощь друг другу.
Там, в окопах, белорусы и россияне должны будут доверять друг другу - на войне по другому нельзя. Но будет ли это доверие у россиян к белорусам, если в двух шагах от окопа будет стоять памятник литовскому князю - злодею России? И поэтому сейчас, до войны, которая кажется неизбежной и полыхает у наших границ, не должны мы, белорусы, жить по принципу "один пишем, а два держим в уме".
Вам, Президенту Беларуси, Главнокомандующему Вооруженными силами, в случае войны мы вверим жизни наших детей - защитников Отечества. И поэтому уже сейчас, задолго до войны, мы вместе должны думать о будущем наших детей.
Мы желаем, чтобы на нашей земле был мир и согласие. Если есть какие-то спорные мнения минских историков или витебских чиновников - следует посоветоваться с народом, и решение принять в интересах народа, коль скоро в Конституции говорится о власти народа, а не отдельных учёных или чиновников. Если же и среди народа нет единого мнения по тому или иному вопросу, то ничто не мешает отложить до лучших времён и заняться не менее важными делами.
Прискорбно констатировать, но в нашей стране отдельные деятели, не достигшие всемирного признания своих научных изысканий, считают вправе выступать от имени белорусского народа, а чиновники - распоряжаться народными деньгами как своими собственными. Очевидно, такое положение дел требует исправления, дабы конфликты не множились.
С уважением,
Семашко Валерий Алексеевич, атаман г. Витебска и Витебского района, казачий полковник, Республиканское общественное объединение "Белорусское казачество".
Терещенко Виктор Демьянович, участник Великой Отечественной Войны.
Исаков Василий Павлович, Участник Великой Отечественной Войны.
Тюленев Владислав Николаевич, председатель Витебского добровольного общества охраны памятников истории и культуры,
Концов Геннадий Викторович, пенсионер.
Лапшин Евгений Николаевич, председатель Клуба исторической реконструкции "Славянский Круг".
Шлыков Анатолий Тимофеевич, автор книги "Витебская Голгофа".