Из-за антитабачного закона у ритейлеров выросли продажи сигарет
По просьбе "Известий" табачные компании и ритейлеры подвели итоги продаж в первые три недели действия антитабачных ограничений и не обнаружили падения спроса на сигареты. Чек клиентов-курильщиков после введения запрета на выкладку сигарет на кассах и в залах магазинов вырос. В ряде магазинов рост продаж сигарет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5%. Более того, из-за того, что люди закупают больше, с запасом (в ларьках теперь продажа сигарет тоже запрещена), они больше курят.
— В супермаркетах "Виктория" Москвы и области в первые три недели июня по отношению к трем неделям мая динамики в продажах не выявлено. А вот сопоставимые продажи табака в июне 2014-го по сравнению с июнем 2013 года выросли на 5%. В "магазинах у дома" "Дикси" значимых колебаний доли табака в начале июня (по сравнению июнем прошлого года) не выявлено, — рассказала "Известиям" директор по внешним связям группы компаний "Дикси" Екатерина Куманина.
Она отметила, что за время действия запрета на выкладку сигарет сложных ситуаций между покупателями и продавцами не возникало.
— Пока неразрешимых ситуаций не возникало: процесс покупки-продажи табачной продукции осуществляется по предусмотренной схеме. Покупатель спрашивает, есть ли интересующая его марка в продаже, кассир открывает короб, достает пачку и, проверив при необходимости паспорт [продажа сигарет лицам до 18 лет запрещена], осуществляет продажу, — пояснила она.
Пресс-секретарь сети магазинов "Азбука вкуса" Андрей Голубков сообщил, что в их сети в сегменте табачной продукции также наблюдается небольшой рост продаж — в пределах 1%.
В компании X5 Retail Group сообщили, что падения спроса на сигареты нет.
— Мы не отметили тенденции падения продаж табака. Я могу подтвердить, что есть даже незначительный рост. Его нельзя назвать резким, но он есть, — отметил пресс-секретарь компании Владимир Русанов.
Эксперты и участники отрасли связывают рост продаж сигарет как с перераспределением потока клиентов в пользу розницы после закрытия табачных палаток, так и с повышением потребления из-за покупок с запасом.
В компании JTI указывают, что данные сетевиков о росте продаж сигарет через супермаркеты и другие крупноформатные магазины подтверждают сделанные ранее прогнозы, что курильщики будут стремиться закупать сигареты впрок в большем количестве из-за отсутствия возможности приобрети пачку в ближайшем киоске. В качестве примера собеседники приводят опыт Санкт-Петербурга, где с 2006 по 2011 год были закрыты 1,6 тыс. киосков, торговавших табаком, — малая розница потеряла 67% продаж, при этом продажи сигарет в супермаркетах выросли на 89%.
— Это ожидаемый сценарий развития событий: купить сигареты в киоске нельзя, люди идут за ними в крупные магазины и всё чаще покупают впрок, несколько пачек вместо одной. Поэтому маловероятно, что запрет на продажу сигарет в ларьках приведет к тому, что люди станут меньше курить, — говорит директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" (British American Tobacco Russia) Александр Лютый. — Ограничения негативно отразились лишь на малом бизнесе. Некоторые предприниматели смогли переоборудовать киоски в павильоны или открыть полноценные магазины, но многие были вынуждены выйти из бизнеса, а их сотрудники лишились работы.
Такого же мнения придерживается президент коалиции киоскеров Владлен Максимов. По его данным, после 1 июня из бизнеса вышли полностью 15% палаток и киосков, торговавших табаком. Остальным удалось переделать свои помещения в торговые павильоны. Как отметил Максимов, чаще всего местные власти запрещали переоборудование предпринимателям по тем или иным причинам в Москве и Московской области, Липецке и Новосибирске. По мнению Максимова, хоть павильоны и продолжают торговлю табаком, сетевая розница будет продавать всё больше сигарет от месяца к месяцу.
Однако понесли потери от запрета на выкладку сигарет не только киоскеры. Легальные интернет-магазины, торгующие табаком, отмечают, что простые онлайн-списки без картинок, состоящие из российских и иностранных названий сигарет, не привлекают покупателей так, как фотографии пачек с названием бренда. В онлайн-магазинах "Утконос" продажи сигарет в июне упали на 12%.
— Клиенты привыкли ориентироваться на цвет и внешний вид пачки. Наши списки им ничего не говорят, — сетует пресс-секретарь сети Наталья Аристова.
Заведующая Центром борьбы с табакокурением Ольга Ермолова рассказала "Известиям", что ее пациентам первый месяц действия запрета на открытую продажу сигарет и курение в общественных местах облегчения не принес. По ее словам, рецидивы случаются у 70% "бросающих" курильщиков и виной тому по-прежнему активное потребления табака на улицах.