«Газпром» ищет союзников по «Южному потоку»
Несмотря на беспрецедентное давление США и Еврокомиссии на участников проекта по строительству газопровода "Южный поток", Россия продолжает вести переговоры с каждой из стран, где планируется прокладка газопровода. Укрепить уже достигнутые договоренности в этой области с Австрией едет во вторник президент России Владимир Путин. Его сопровождают глава "Газпрома" Алексей Миллер и министр энергетики Александр Новак. Во время визита российского президента в Вену 24 июня будет подписано соглашение о создании проектной компании для строительства австрийского участка "Южного потока". По словам помощника президента России Юрия Ушакова, соглашение о создании проектной компании по строительству "Южного потока" через Австрию определяет ее структуру управления, права и обязанности участников, в нем также предусматривается фиксация принципов финансирования и распределения прибыли между акционерами.
Правда, соглашения с отдельными странами о прохождении трубопровода через их территорию остаются довольно зыбкими без наличия безоговорочного согласия Еврокомиссии на реализацию проекта. Пока, по словам еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, оно возможно лишь в случае признания "Газпромом" правил Третьего энергопакета.
— Мы ничего не имеем против "Южного потока". Это всего лишь новая структура для существующих газовых потоков. По отношению к его проекту мы объективны и нейтральны. Все решения принимают инвесторы и правительства стран, по которым проляжет труба. Но Еврокомиссия как гарант союзного законодательства должна обеспечить, чтобы проект соответствовал европейским правилам. Некоторые межправительственные соглашения не соответствуют им. Исключения из правила Третьего энергопакета для этого проекта возможны, но сначала надо признать наши правила, а потом просить исключений из них. Такая история была с "Северным потоком". Мы проявляем гибкость, делаем исключения. Но партнеры и инвесторы проектов должны признать правила, — подчеркнул Гюнтер Эттингер.
Однако "Газпрому" и России нужно больше гарантий для прокачки своего газа, чем сегодня может предложить Еврокомиссия. Компанию не устраивают исключения, которые можно в любой момент отменить. И примером тому служит трубопровод OPAL, который в итоге не может работать на полную мощность. Поэтому российский поставщик газа рассчитывает на межправительственные договоренности по "Южному потоку", которые нельзя будет отменить волей чиновников Еврокомиссии.
— Правила Третьего энергопакета не учитывают ситуацию отдельных проектов. Например там записано, что нужно пускать газ конкурентов в трубу, но в ситуации "Южного потока" там нет иного газа, кроме российского. Если нет конкурентов, получается, что это повод остановить проект, который бы обеспечил энергобезопасность Европы? Оптимально было бы ввести исключение, где было бы обозначено, что в ситуации, когда другого газа нет, покупатель вправе брать весь объем. А если появляется новый газ — пускай строят дополнительные мощности, — считает источник "Известий" в "Газпроме". Официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов на звонки не отвечал.
В результате стороны заняли выжидательную позицию: Евросоюз ждет, будет ли Украина и дальше выполнять свои заверения по бесперебойному транзиту российского газа либо нарушит их, а Россия не отзывает свою жалобу из ВТО, в которой говорится, что правила Третьего энергопакета дискриминируют условия членства в этой организации самих стран еврозоны. В результате строительство "Южного потока" продолжает висеть на волоске, но проект никто не останавливает. Еврокомиссия и США продолжают давление на страны-участники "Южного потока".
— Еврокомиссия заняла жесткую позицию по эксплуатации трансграничных инфраструктурных проектов с российским участием — газопроводов OPAL, "Южный поток", Ямал–Европа. Сегодня на некоторых партнеров по проекту "Южный поток" оказывается давление. В частности, нашим болгарским коллегам пригрозили полным сворачиванием финансирования страны из средств еврофондов. При этом никаких конструктивных решений, учитывающих интересы инвесторов и потребителей, не предлагается, — говорит глава Минэнерго РФ Александр Новак.
Недавно премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски на брифинге по итогам встречи с американскими сенаторами сообщил, что Болгария приостанавливает работу по проекту "Южный поток" до устранения замечаний Еврокомиссии. Европейский союз в апреле предупредил Болгарию, что ее односторонние действия по поддержке газопровода идут вразрез с общей линией Брюсселя в отношении проекта. Вслед за Болгарией о приостановке работ по газовому проекту заявила министр по делам транспорта и инфраструктуры Сербии Зорана Михайлович, которая является убежденной противницей участия Белграда в "Южном потоке". Она объяснила это тем, что строительство не начнется, пока не будут окончены переговоры Болгарии с Брюсселем и Евросоюза с Россией. Однако слова коллег тут же опровергли другие чиновники этих стран. Министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев сообщил, что "Южный поток" является приоритетом правительства. В свою очередь, глава сербского кабинета министров Александр Вучич заверил главу российского МИДа Сергея Лаврова, что власти страны не принимали никаких решений по строительству газопровода.
Вместе с тем в случае выхода из проекта Болгарии могут начаться переговоры с Турцией по поводу прохождения "Южного потока" по ее территории. Ранее турецкое правительство выражало обеспокоенность проблемной ситуацией по транзиту газа через Украину. Однако, по словам Александра Новака, пока таких распоряжений со стороны "Газпрома" не было. Такая альтернатива могла бы затянуть сроки строительства и изменить его экономику, однако полностью остановить "Южный поток" не сможет даже выход из проекта одной из стран.
По словам заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, главные "силы противодействия" реализации "Южного потока" — это Вашингтон, Брюссель в лице Еврокомиссии, а также Польша и сама Украина.
— Позиция Вашингтона понятна: США заинтересован в развале тесных связей в энергетике России и ЕС и вхождении на этот рынок с собственным, пусть и более дорогим сланцевым газом. Украина рассчитывает, что в случае акционирования своей газотранспортной системы она сможет замкнуть на себя основные транзитные потоки российского газа в Европу. Однако она не учитывает, что без доброй воли "Газпрома" загрузка украинской ГТС будет невозможна. А "Газпром" может поставить условие Евросоюзу в случае дефицита газа, что поставки возможны лишь по альтернативным маршрутам из-за серьезных рисков неплатежей, а также того шантажа, на который сейчас идет Украина в газовых переговорах, — отмечает Гривач. — При этом "Южный поток" пока выглядит более безопасным маршрутом прокачки российского газа по сравнению с украинской трубой.
Приход в проект Австрии придал "Южному потоку" больший вес, так как Австрия периодически лоббирует интересы проекта в Евросоюзе. Самой Австрии такое участие выгодно: участок трубы, проходящий через нее, составляет всего 40 км, а возможность бесперебойного получения газа, а также прибыль акционеров — гораздо масштабнее. Противодействие Еврокомиссии "Южному потоку" может носить временный характер: уже осенью кардинально сменится состав ее чиновников, а в случае, если Россия и Украина всё еще не договорятся по газовым вопросам, на фоне несанкционированного отбора газа Украиной Европа может стать более сговорчивой по альтернативному маршруту прокачки российского газа.
"Южный поток" — глобальный инфраструктурный проект "Газпрома" по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м через Черное море в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков. Морской участок газопровода будет состоять из четырех ниток, протяженностью более 930 км каждая, проложенных в едином коридоре по дну Черного моря на глубине более 2,2 тыс. м. Строительством морского участка "Южного потока" занимается совместная проектная компания South Stream Transport B.V. с долей участия "Газпрома" — 50%, итальянской ENI — 20%, немецкой Wintershall и французской EDF — по 15%. Трубопровод должен быть введен в строй в 2015 году, его планируется проложить через территорию Болгарии, Словении, Сербию, Венгрию, Италию и Австрию, он станет альтернативой прокачке газа через украинскую ГТС.