Минэк против выплаты дивидендов до налогообложения
Минэкономразвития признало нецелесообразным законопроект Минфина об отмене действующего сейчас ограничения на выплату дивидендов только за счет чистой прибыли. Предложение финансового ведомства, говорят эксперты, направлено на увеличение поступлений в бюджет. Выплата дивидендов до налогообложения принесет государству как владельцу долей в уставных капиталах крупных компаний сотни миллиардов рублей. Минэкономразвития, в свою очередь, настаивает на альтернативных способах решения проблемы, пишут "Известия".
Законопроект Минфина вносит изменения в статью 43 Налогового кодекса, в соответствии с которыми дивидендами предлагается признавать "любой доход, полученный акционером (участником) от организации". Согласно действующей редакции данной статьи, единственным источником дивиденда установлена прибыль, остающаяся после налогообложения.
Наряду с внесением изменений в Налоговый кодекс также предполагается разработка проектов поправок к законам "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Из них предлагается исключить положения о том, что распределению между акционерами или участниками общества подлежит исключительно чистая прибыль.
В Минфине указали, что поправки будут ориентировать компании на возможность определять размер дивидендов исходя из показателей консолидированной финансовой отчетности. Сейчас, при ориентации на чистую прибыль, возможны ситуации, когда планируемый размер дивидендов и финансовое состояние общества полностью соответствуют требованиям закона, но при этом у общества есть "бумажный" убыток, уменьшающий стоимость чистой прибыли общества до размера, не позволяющего выплатить запланированные дивиденды.
При этом в Минфине подчеркивают, что указанное ограничение не имеет практического значения с точки зрения защиты интересов кредиторов. Они и без того защищены правилами о запрете выплачивать дивиденды, если это повлечет возникновение у компании признаков банкротства либо если стоимость чистых активов меньше суммы уставного капитала.
— Эти нормы ориентированы на финансовое состояние общества на момент принятия решения о выплате дивидендов и на момент их выплаты. Ограничение, в свою очередь, ориентировано на тот размер чистой прибыли общества, который у него был около полугода назад (по состоянию на конец того финансового года, дивиденды за который планируется выплатить акционерам), то есть к текущему финансовому состоянию общества и интересам кредиторов удаляемый критерий не имеет отношения, — пояснили в ведомстве.
Минэкономразвития в заключение на представленный проект указало на отсутствие оснований для принятия предлагаемых изменений. При этом в ведомстве указывают на альтернативные способы решения проблемы.
В ведомстве отмечают, что "бумажный" убыток образуется в бухгалтерском учете вследствие начисления резервов по сомнительным долгам и обесценения финансовых вложений в случае снижения их рыночной стоимости по сравнению с балансовой. В связи с этим Минэкономразвития предлагает внести изменения в те нормативные акты, которые регулируют данные вопросы, — например, в приказ Минфина об учете финансовых вложений и др. И таким путем регулировать наличие либо отсутствие у акционерного общества указанного убытка и, соответственно, чистой прибыли для целей начисления дивидендов.
В документе так же указано, что предлагаемые изменения потенциально затрагивают интересы более 160 тыс. компаний не только с госучастием в капитале.
— В заключении предлагалось "точечные проблемы" решать "точечными мерами" — только в отношении госкомпаний или ограничиться изменением норм бухгалтерского учета. Аналогичную позицию по проекту высказали Сбербанк России, ОАО "ФПК", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ряд компаний, — сообщили в ведомстве.
Как указал аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин, "бумажный" убыток — достаточно частое явление. Так, по его словам, с учетом почти 15-процентной девальвации рубля по отношению к доллару США в I квартале 2014 года многие компании показали "бумажные" убытки. И в случае реализации инициативы Минфина, говорит эксперт, действительно можно было бы ожидать упрощения процедуры выплаты дивидендов.
Однако, по словам финансового аналитика Lionastone Investment Services Ltd Сергея Еременко, в первую очередь инициатива Минфина направлена на увеличение поступлений в бюджет, так как государство является крупнейшим акционером ведущих предприятий.
— Не секрет, что чистую прибыль компании можно занизить различными способами: завышение расходной части, реинвестирование, переоценка активов. И это часто применяется на практике. В итоге акционеры компании остаются без законного права на дивиденды, а государство, будучи акционером крупнейших российских компаний, теряет огромные суммы, — говорит Сергей Еременко.
Главный аналитик UFS IC Илья Балакирев также соглашается с тем, что проблема существует. Он пояснил, что многие госкомпании в этом году отразили крупные разовые списания из-за переоценки активов, особенно в энергетическом секторе.
В то же время, подчеркивает эксперт, действующее сейчас ограничение установлено не случайно — оно призвано препятствовать выводу средств из компаний и предотвращать уход от налогообложения. И если в случае с госкомпаниями, отмечает Балакирев, введение послабления могло бы иметь смысл, то распространение его на все общества чревато злоупотреблениями, особенно в мелких и средних компаниях.
В связи с этим, говорит аналитик ИГ "Норд-Капитал" Роман Ткачук, от законодателей требуется внимательная проверка внесенных предложений, чтобы владельцы убыточных компаний не получили возможность выводить денежные средства с помощью дивидендов. Как вариант, указывает эксперт, Минфин может предложить систему показателей, исходя из которой компании смогут рассчитывать возможный для себя уровень дивидендов.
Адвокат компании "Налоговик" Сергей Варламов привел другой пример.
"Газпром" по итогам 2010 года выплатил дивиденды, исходя из размера годовой прибыли в 346,7 млрд рублей. Данная сумма, говорит эксперт, образовалась путем занижения первоначальной на размер "бумажного" убытка, составившего 151 млрд рублей, который появился в результате снижения стоимости акций "Газпром нефти" на рынке.
По словам экспертов, Минфин пытается заставить компании платить дивиденды вне зависимости от наличия "бумажного" убытка (из других своих ликвидных активов), чтобы эти дивиденды в итоге стали одним из источников пополнения бюджета.