Вице-премьеры делят полномочия

Вице-премьер Аркадий Дворкович пытается отвоевать себе дополнительные сферы контроля после того, как часть его полномочий были переданы переведенному в ранг вице-премьера Александру Хлопонину. Освобождение последнего от должности полпреда президента на Северном Кавказе привело к частичному перераспределению полномочий между вице-премьерами внутри правительства. После того как у Дворковича отняли Росалкогольрегулирование и сферу природопользования, вице-премьер рассчитывал получить контроль над РАН и Федеральным агентством научных организаций (ФАНО), которые в настоящее время находятся в ведении другого вице-премьера — Ольги Голодец, пишут "Известия". 

— В связи с изменением статуса Хлопонина мною принято решение о передаче части полномочий по координации некоторых сфер деятельности, в частности по природным ресурсам, природопользованию. Александр Геннадьевич теперь будет заниматься этими вопросами, — сообщил 19 мая глава правительства Дмитрий Медведев. — Также хотел бы, чтобы Александр Геннадьевич сконцентрировался на такой сложной сфере, как регулирование в сфере оборота алкогольной продукции, — сфера непростая и достаточно криминальная, нужно уделять этому особое, повышенное внимание.

"Вотчину" Дворковича затронули просто потому, что "у него самый большой объем полномочий", поэтому, когда возникла необходимость перераспределения обязанностей, в первую очередь внимание обратили на него, заявил "Известиям" федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. При этом не исключено, продолжает он, что будут частично пересмотрены обязанности и других вице-премьеров с "легкой руки Дворковича".

— Он (Аркадий Дворкович. — "Известия") пытается получить новые полномочия взамен отобранных. И сейчас хочет добиться кураторства сферы РАН (Российской академии наук. — "Известия") и ФАНО. Этот кусок, конечно, очень выгоден, тем более что в ведение ФАНО от РАН передано всё имущество, — говорит собеседник издания.

Однако в окружении самих вице-премьеров без излишнего энтузиазма комментируют распри между начальством, опасаясь, видимо, выносить сор из избы. Так, помощник Голодец Алексей Левченко в категоричной форме заявил "Известиям", что передача Дворковичу РАН и ФАНО не обсуждается.

При этом представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина заметила, что распределение полномочий находится в компетенции председателя правительства.

— Распоряжение о перераспределении, по нашей информации, он (Дмитрий Медведев. — "Известия") еще не подписал. Как он решит, так оно и будет, — сказала она.

В аппарате Хлопонина отказались комментировать этот вопрос.

Заместитель гендиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин назвал основным мотивом споров зампредов правительства — борьбу за политический вес, который как раз определяется кругом полномочий и сферой ответственности чиновника.

— Чем больше полномочий, тем больше вес. В связи с этим карьеры в значительной степени строятся таким образом, чтобы расширять круг полномочий и повышать свой аппаратный вес, а когда какие-то сферы исключаются из круга полномочий чиновника, он теряет позиции. Поэтому чиновники борются за то, чтобы по крайней мере их сфера ответственности не сокращалась, — говорит Зудин. Поэтому, по его словам, Аркадий Дворкович вряд ли одержит победу.

— Наибольший аппаратный вес в правительстве имеет Ольга Голодец. Кроме того, у нее хорошие отношения с президентом. У нее больше всего шансов отстоять свою позицию. На втором месте Хлопонин, ведь передачу ему полномочий инициировал премьер, — пояснил Зудин.

Завкафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков считает, что данная ситуация наглядно демонстрирует, как российское правительство наследует традиции советской бюрократической структуры "управлять всем".

— Именно это основная причина забюрократизированности российского правительства, наличия такого большого количества агентств, министерств. Этот конфликт между членами, как предполагается, одной команды, каждый из которых рассматривает область своей компетенции как свой домен неприкосновенный, как атрибут собственной власти, — уверяет политолог. — Это повод задуматься о функциях правительства, посмотреть, насколько они реальны и насколько избыточны. И, может, этот момент станет точкой пересмотра правительственной структуры в целом. Потому что пока она остается слишком громоздкой и тяжелой.



Читайте полную версию на сайте