Наступают грозные времена
Петр Порошенко – это концентрированный Майдан. Именно Порошенко организовал и финансировал этот долговременный, многостадийный государственный переворот, тратя в день не менее миллиона долларов.
Те как бы правители, которых мы видели до, – это просто временные прокладки. Ну не жалкий же Турчинов определял повестку дня в прошлые три месяца! Теперь на авансцену вышел главный бенефициар, и нет никаких оснований, чтобы менять политику, прежде проводимую временным правительством.
Внутри Украины он на нынешний момент – самый сильный политик и один из самых богатых ее граждан. "Владелец заводов, газет, пароходов", к тому же "бывший министр" (и неоднократный).
Но, главное, он – самая главная креатура… не скажу Запада – но США. А реальный мир так устроен: расположение Америки – это самая главная гиря на политических весах. Те, кто его утратил, теряют имидж (мировые СМИ об этом позаботятся), сторонников, бизнес, власть, а может быть, и самоё жизнь. По крайней мере, так было в последние десятки лет.
Поэтому политика останется та же по вектору, но еще более усилится. Мало того, что Порошенко приобрел некоторую легитимность не только для украинских военных (что очень важно), но даже в глазах некоторых противников, он еще и обладает личными качествами, которые позволяют это утверждать.
Он, как многие очень богатые люди, крайне самоуверен и пренебрежительно относится к людям, не построившим с нуля свое положение в бизнесе, то есть считает себя умнее любого чиновника любого уровня. И у него есть некоторые основания для этого: в последний год ему удалось провернуть политическую комбинацию вопреки всей российской политике, откуда же у него возьмется уважение к российским политикам? Да он их знает как облупленных, и как бывший министр иностранных дел, и как "будущий президент Украины" – именно в таком качестве наш посол М.Зурабов представлял его российскому истеблишменту еще совсем недавно.
Ну, то, что "украинская" политика России – это одна из самых позорных страниц в истории российской дипломатии и, шире, внешней политики, – это сейчас, в общем-то, никто не решается отрицать. Защитников противоположной линии я что-то даже и не вижу.
Трудно сказать, как в его характере уживаются самомнение и скрупулезное следование именно американской политике, но как-то уживаются. Возможно, он больше ассоциирует себя с США, чем с Украиной.
Кто-то ждал, что он признает волю народа Крыма? Нет, не признает. А зачем это ему? Зачем это США? Прибытку никакого, а противника – Россию – можно держать подвешенным на крючке десятки лет, как было с прибалтийскими республиками СССР (сейчас только нет в запасе никаких десятков лет). А можно и замутить вторую Крымскую войну – не сейчас, но в рамках президентского срока. Локальную, чтобы устранить вероятность использования российского ядерного оружия. А то и отказаться от безъядерного статуса Украины, если Россия сама не отдаст Крым (намек на это был в инаугурационной речи).
Признает референдумы в Донбассе и прекратит АТО? А, опять-таки, – зачем? Америке нужна единая Украина, а не так, чтобы где-то там были анклавы, где люди сами могли бы определять свое будущее на каких-то самодеятельных референдумах.
Федеративную Украину гораздо труднее, чем унитарную, использовать (пофантазируем) в будущей войне против России. И тогда будет уже неважно, что большая часть населения Украины – пророссийская. Это мы уже проходили: в штабелях немецких трупов под Сталинградом половина была тех, кто когда-то голосовал за коммунистов и социал-демократов… И во всех прочих целях унитарная Украина гораздо удобнее, чем федеративная (с правом на самоопределение, естественно).
Поэтому Порошенко признает власти Донбасса хотя бы в качестве стороны для переговоров, только когда ситуация для него будет совсем катастрофической – скажем, если танки ДНР будут под Киевом или если "Газпром" прекратит его субсидировать (первая ситуация более вероятна).
У Порошенко есть слабые места. У него нет и не может быть массовой партии, которая была, скажем, у Гитлера. Не его лично, но ту политику, которую он олицетворяет, не принимает большая часть жителей Украины. Собственно, поэтому и потребовался Майдан: надежд победить на выборах 2015 года у него не было.
За него проголосовали свыше 9 миллионов избирателей – по окончательным данным ЦИКа, но по факту есть основания считать, что чуть более 6. Поддержка мала, но Порошенко это мало волнует: действовало же несколько лет "оранжевое" правительство, ничуть не более легитимное. Одобрение английской королевы значит для таких персон гораздо больше, чем мнение какого-то там населения.
Самое главное слабое место Порошенко – у страны под его водительством нет экономической перспективы. Помогает ему экономически и, похоже, собирается продолжать это благородное занятие только "Газпром" (это не наезд на "Газпром", а медицинский факт). То, что дают с Запада, – это кредиты для обслуживания кредитов, и на самом деле никакая не помощь. Даже если западные банкиры простят Украине внешние долги (это не невозможно), Украина тратит больше, чем зарабатывает.
Это один из доводов, почему нельзя отпускать Донбасс: его деньги нужны Киеву позарез. Но, наверное, не главный: Запад не может не понимать, что евроассоциация повредит экономике, но ведь продолжает затягивать туда Украину. Боюсь, это означает только одно: Украина нужна для чего-то другого, а не для создания блестящей витрины ЕС на востоке, и нужна ненадолго, не для долгосрочной перспективы. Поэтому это слабое место, возможно, не так уж значимо.
Конечно, важно то, что народ Украины – мирный, воевать не хочет – как на Западе, так и на Востоке. В некотором смысле украинское общество – это российское, но мирное, не прошедшее через войны 1990-х и 2000-х годов.
Часто жалуются, что в армиях Юго-Востока мало добровольцев-украинцев. Так в войсках хунты их сейчас и вообще почти нет, по признанию депутатов Рады – меньше 1000. Всех вместе – и легендарных и несокрушимых "правосеков" (что-то их не видно в последнее время), и боевиков Ляшко. Нынешняя Нацгвардия – это контрактники и призывники ВВ.
Но, к сожалению, армия – это такая структура, в которой каждый элемент может иметь какое-то свое мнение, но делает он то, что прикажут. Один из вертолетчиков, сгоревших над Славянском, был родом из Славянска… А приказ от Порошенко будет.
Поэтому для того, чтобы прорваться на Донбасс и провести там какие-то выборы или референдум (как американцы обычно делают, примеры – Ирак и Афганистан), Порошенко может использовать только армию. А значит – отдаст приказ. До сих пор укрармия так и не была введена в наступление, несмотря на массу сообщений об обратном. Пока "Грады", танки и самолеты использовались единично – а ведь их сотни единиц и сотни вагонов боеприпасов. При их использовании жертвы возрастут тысячекратно, ополчение не удержит позиции, а партизанская война на Донбассе невозможна.
Так что президент Центрально-Западной Украины всерьез настроен выполнить свою часть работы, и это касается не только Донбасса. Американцы, как крокодилы, не имеют заднего хода, и отдать даже часть того, что они считают своей законной добычей, не в их правилах. Важно только понимать, что Украина важна для них не сама по себе. Поэтому дать сделать Порошенко то, что он обещал при вступлении на должность, будет тяжелым поражением для России.
На нас надвигаются грозные времена. Хотя для тех тысяч вдов и сирот Украины и России, которые уже потеряли единственного кормильца и уже оказались посреди войны, эти времена уже наступили.
По некоторым косвенным признакам, российское руководство еще с февраля всерьез принимает во внимание опасность войны, причем войны близкой. Собственно, это, видимо, было главной причиной того, что мы в пожарном порядке приняли в свой состав Республику Крым. Без Крыма обстановка на Черном море для нас была бы очень тяжелой, и на Украине вполне могла быть сформирована за несколько месяцев ударная группировка войск НАТО.
Хотя западные лидеры говорили и говорят, что военные меры с их стороны в украинском кризисе невозможны, они могут и просто обманывать. Напомню, что это русские привыкли играть в шахматы, где и силы противников, и их действия на виду. Западные политики играют в покер, где обман противника по правилам считается достоинством и успехом, а не аморальным актом.