Занятия для малышей с элементами песочной терапии появились в Барнауле
Да как бы не так! Вместо чинного рытья канавок дорогой наследник посыпает из ведерка себя и других детишек. Или того хуже – обсасывает формочки. Что же делать? Учиться играть в песочнице правильно, а главное – вместе. Тем более что для ребенка это не только увлекательно, но и полезно.
Лечение песком
Песочную терапию в Железнодорожном филиале КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула" начали осваивать в прошлом году. Благодаря программе "Дети Алтая" на 2011-2015 годы в Центре открылся кабинет для групповых занятий с детьми от 1 года до 4 лет. В нем специалисты отделения раннего вмешательства проводят коррекционно-развивающие занятия с элементами песочной терапии и обучающие мастер-классы для родителей на тему "Как играть с песком".
– Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста имеет огромное значение, – объясняет Ольга РОМАНОВА, педагог-психолог Центра. – Дети до года и чуть старше очень любят щупать пальчиками окружающие предметы, перебирать мелкие камешки, мять глину или пластилин, запускать пальцы в краску, суп, сыпучие крупы. Все это закономерный этап развития: ощупывая разные по составу и структуре предметы и субстанции, малыш учится общаться с окружающим миром. Нам, взрос- лым, трудно представить, но без этого он не может освоить обращение с более сложными предметами: ложками, вилками, карандашами, шнурками и ключами.
По мнению приверженцев методики, с помощью песочной терапии можно приблизить момент, когда малыш начнет самостоятельно пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться. Правильные игры в песочнице полезны всем детям, а особенно – с нарушениями развития.
Для ребятишек 2-4 лет работа с песком имеет уже немного другой смысл. Ребенок еще не может высказать, сформулировать то, что его волнует, но зато может изобразить из податливого материала. Через песочные творения маленький человечек выражает свои внутренние переживания. Педагоги отмечают, что в игровой форме легче устанавливать контакт с ребенком и корректировать его проблемы. Например, песочная терапия способствует предупреждению трудностей в обучении, развитию психических функций, повышению уровня социальной адаптации детей и их готовности к образовательным программам.
Для игр с песком подойдут любые игрушки: маленькие фигурки людей, животных, транс- порт (можно из киндер-сюрпризов), а также камни, веточки и все, что еще ваша фантазия подскажет. При профессиональных занятиях с малышом психолог просит его создать композиции на различные темы: "Моя семья", "Мои друзья", "Мое настроение". А потом их расшифровывает. По песочным творениям и родители могут самостоятельно разгадать, что происходит у ребенка в душе. Главное – мягко направлять юного художника к свободному самовыражению.
– С помощью песка и маленьких фигурок ребенок может придумывать волнующие сюжеты, проигрывать конфликт- ные ситуации, освобождаясь от напряжения и невысказанности. Такие игры помогают ребятишкам быть раскованнее и смелее в реальной жизни, стать успешными, – уверена Наталья КОЧАГИНА, логопед Комплексного центра социального обслуживания.
Вместе весело лепить
– Очень важным направлением работы наших педагогов является обучение родителей основным играм с использованием песка, – говорит Юлия ЗОЛОТАРЁВА, заместитель директора Центра. – После занятий со специалистом мама может использовать полученные знания, играя с ребенком во дворе в песочнице. Такие игры будут носить терапевтический и развивающий характер. Но главное, что совместная деятельность повышает эмоциональную близость между родителями и детьми, а также родители учатся слушать и слышать своего ребенка, учитывать его потребности.
По словам Юлии Владимировны, сейчас многие мамы просто не умеют играть со своими детьми. Особенно равнодушны к совместным занятиям женщины из категорий риска: пьющие, имеющие детей-инвалидов, несовершеннолетние.
– Часто на первых занятиях такие мамы сидят в сторонке, – рассказывает Юлия Золотарева. – Мы стараемся объяснить женщинам, что просто накормить и переодеть – недостаточно. Хозяйственные хлопоты не должны становиться основным видом деятельности. Дети нуждаются в любви и общении. Обычно уже к третьему занятию нам удается наладить эмоциональный контакт. Мамочки подходят к своим ребятишкам, активно подбадривают и помогают.
Играют все!
Вот несколько простых и доступных игр, которые вы можете опробовать со своими ребятишками в любой песочнице.
– Изготовление "пирожков" – это одно из первых действий играющего малыша, когда он наполняет песком формочку или ведерко. После этого ребенок их переворачивает и, осторожно поднимая, создает "пирожок". Это позволяет превратить бесформенный песок в конкретный образ. "Пирожки" также можно делать руками, что будет очень полезно для ребенка.
– Создание отпечатков ладошек, ног или всего тела в полный рост. Делая отпечатки, ребенок словно говорит: "Это я! Я есть! Я существую!". Отпечатки можно украсить подручным материалом.
– С помощью грабелек и совочков ребенок имеет возможность изменять песочную поверхность (делать поля и дороги, различные полосы и линии). Полезно чертить разные узоры на песке: каждым пальчиком по отдельности, всей пятерней, то одной рукой, то другой.
– Песочные игры с водой особенно развивают координацию движений и терпение. Вода делает песок более плотным, помогая ребенку создавать устойчивые формы.
– Строительство различных горок, рытье ямок и тоннелей, рисование линий, закапывание предметов и извлечение их из песка.
– Одна из классических методик песочной терапии. Пальцами нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри – поменьше, еще меньше, и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь пусть ребенок украшает круги разными предметами: камешками, монетами, пуговицами, ракушками. Обязательно в конце занятия малыш должен дать название своему кругу и рассказать о нем свою историю.
Песок открывает практически безграничные возможности для творчества детей и взрослых. Можно расставить фигурки экзотических деревьев по ярусам, использовать природные материалы, обвить деревья веревочками-лианами, устроить тропический ливень, разместить фигурки животных. Интересно создавать на песке улицы, площади, свой двор. В процессе игры ребенок легко запомнит цифры, алфавит и много другой полезной информации.
Вполне возможно, что вы с сыном или дочкой изобретете свои, еще более интересные песочные игры. Специалисты подчеркивают, что на строгом следовании правилам и методикам зацикливаться не стоит. В конце концов, главное в любой совместной игре ребенка и родителей – весело провести время. Тогда и польза обязательно будет.