Ученики и учителя получат учебники по трудным историческим моментам
По информации "Известий", в рамках создания единой линейки учебников истории для школьников будет сформирован список литературы по вопросам разрешения "спорных вопросов" в истории регионов страны. Соответствующее решение было принято Министерством образования и науки. Кроме того, согласно задумке ведомства, в ближайший год планируется отобрать новые учебно-методические пособия для учителей и учащихся, а также литературу, посвященную "трудным вопросам" истории России.
— По оценкам экспертов, сегодня в исторической науке республик России нередко доминируют трактовки прошлого с целью формирования этноконфликтной исторической памяти у населения. При разработке предложений по разработке единых учебников истории России отчетливо выявилась проблема несоответствия региональных и национальных подходов к освещению нашего прошлого с единой концепцией отечественной истории и входящим в ее состав историко-культурным стандартом, — отмечают в Минобрнауки.
Следующим шагом после отбора учебников станет составление "дорожной карты" по повышению квалификации и переаттестации учителей истории и обществознания, методистов и специалистов местных органов управления образования. Во время семинаров преподавателям объяснят, как правильно трактовать региональную историю в едином ключе с историей России. Помимо этого, планируется подготовить целую серию научно-методических материалов, посвященных теоретическим аспектам подготовки учебных пособий по региональной истории. А завершающим шагом станет проведение всероссийского конкурса на знание истории регионов России.
Специалист по этнической, кросс-культурной и политической психологии, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Надежда Лебедева пояснила, что исторически сложные ситуации необходимо прописать в одном учебнике, но представить в нем мнения двух сторон конфликта.
— Если информацию подавать однобоко, это и дальше будет формировать межнациональные конфликты — считает эксперт. — Нужна консолидация всех народов, проживающих на территории России, чтобы в будущем избегать конфликтных ситуаций, — говорит Лебедева.
Школьный преподаватель и председатель межрегионального профсоюза работников образования Андрей Демидов считает, что увязка регионального и федерального учебников истории не избавит от конфликтных ситуаций.
— Понятно, что единого "регионального учебника" не будет, но должны быть общие установки. Необходимо понять, как увязать местный уровень и федеральный. Однако конфликты не закончатся, у нас история конфликтная, и здесь не получится сгладить углы. Например, в Татарстане будет своя точка зрения на присоединение Казани Иваном Грозным. В кавказских республиках особое мнение о депортации времен СССР, — говорит он.
Ректор Института Содружеств Независимых Государств Михаил Фролов считает, что для высшего образование такие пособия необходимы.
— Знаете, для вузов такая линейка была бы хороша. Потому что здесь уже идет углубленный уровень изучения истории и было бы очень полезно рассматривать какие-то спорные вопросы с различных точек зрения, — говорит Фролов.
Однако затем он отметил, что для школьников такие учебники не являются предметом первой необходимости, из-за того что у учеников сегодня и так достаточно большой поток информации, не только в школе, но и в интернете.