Сенаторы просят Ливанова не перегружать школы отчетностью
Единая автоматизированная информационная система мониторинга сферы образования не была запущена в обещанные сроки, но с ее запуском лучше не спешить. Сначала надо оптимизировать административные процедуры, связанных с запросами различной информации у школ. Такие замечания содержатся в письме главы комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилы Боковой министру образования и науки Дмитрию Ливанову, пишут "Известия".
Как отмечает Бокова, в сентябре 2012 года министерство в официальном письме обещало в течение года ввести в эксплуатацию единую автоматизированную информационную систему, позволяющую "консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения". По информации комиссии Совета Федерации, такая система до сих пор не создана.
На заседании комиссии 21 мая, сообщает Бокова, обсуждались "пути решения вопросов, связанных с излишней отчетностью школ". По мнению участников обсуждения, обещанная система не позволит достичь желаемой цели — сократить объемы отчетности.
По словам секретаря комиссии Александра Шепилова, ее члены получили презентацию готовящейся системы Минобразования, описание ее функционала и провели экспертную оценку. Выяснилось, что отсутствует единообразие в сборе, обработке и хранении информации, которую должны предоставлять образовательные учреждения.
Как рассказала "Известиям" Бокова, на комиссии присутствовали директора московских школ. По их мнению, в столице ситуация с отчетностью лучше, чем в многих других регионах.
— Объемы отчетности различаются. Но и в Москве ежемесячно школа готовит больше 30 отчетов, из которых 28 дублируют друг друга, — сказала сенатор.
По словам секретаря комиссии Александра Шепилова, встречаются случаи, когда школа должна выдать 80 отчетов в месяц. Зачастую они содержат одни и те же данные, но разные структуры просят присылать их в разные сроки и в разных формах.
— В идеале надо бы сделать систему, которая автоматически создает такие отчеты, например, по данным бухгалтерских программ. В таком случае необходимость отвечать на повторяющиеся запросы госорганов отпала бы, — считает Шепилов. — Также хотелось бы утвердить единый порядок получения информации ведомствами в автоматизированном режиме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Подобная оптимизация, возможно, потребует изменения нормативных актов, отметила Бокова.
Кроме того, по мнению комиссии СФ, в создаваемой системе нет возможности интегрироваться с региональными, поэтому одну и ту же информацию придется вносить несколько раз — в разные системы.
Да и на федеральном уровне существует несколько информационных систем для школ. В более 40 тыс. из них уже работает система "Наша новая школа", созданная порядка 7 лет назад по заказу Минобрнауки. 25 апреля 2014 года была опубликована информация о закупке министерством предпроектного обследования и проектирования информационной системы учета контингента обучающихся в образовательных организациях различного типа. Объявленная цель — повышение качества госуправления и предоставления госуслуг в сфере образования.
"Целесообразность создания за госсчет большого количества информационных систем в пределах одной отрасли вызывает сомнения", — отмечает в письме Бокова.
Комиссия предложила Минобрнауки провести совместное обсуждение ситуации и задач, которые ставятся перед будущей системой, вместе с экспертами отрасли и представителями образовательных учреждений.
Руководитель института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский уверен, что система мониторинга должна быть единой. Также необходимо, по его словам, установить единый для всех образовательных учреждений перечень показателей отчетности — и не менять его хотя бы в течение года. А уж после этого можно собирать данные в ароматизированном режиме.
— Сейчас автоматизированного сбора данных не происходит. Информация собирается в ручном режиме по запросам. И это не мониторинг, — говорит Адамский.
В Минобрнауки не смогли предоставить оперативный комментарий по теме.