В Белокурихе проходит выездное заседание аграрного комитета Совета Федерации

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и международная конференция "О проблемах использования и охраны природных ресурсов Алтая и о подготовке проекта федерального закона "Об особо значимых аграрных субъектах РФ" проходит сегодня, 30 мая, в Белокурихе. Об этом сообщили в пресс-службе Алтайского Заксобрания.

В мероприятии принимают участие сенаторы, члены комитета Совета Федерации, руководители региональных представительных органов власти Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской области, а также Удмуртской и Чувашской Республик, депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, руководители органов исполнительной власти и муниципальных образований Алтайского края, руководители предприятий АПК. Масштабно представлена немецкая делегация аграриев проекта "Германо-Российский политический диалог", в составе которой работают начальник отдела продовольствия и сельского хозяйства Посольства ФРГ Конс Юдит, председатель объединения сельхозпроизводителей "Открытые подворья" по совместному маркетингу и сбыту сельхозпродукции Мертенс Франк и другие.

В своем вступительном слове председатель АКЗС Иван Лоор отметил:

- Одной из целей приезда членов Совета Федерации на Алтай стало продолжение работы над проектом законодательной инициативы Алтайского края "Об особо значимых субъектах Российской Федерации". Я хочу вкратце напомнить о том, как появилась идея законопроекта, и как мы последовательно разрабатывали и продвигали эту инициативу.

Впервые инициатива о создании в стране особо значимым аграрных территорий была озвучена Губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в присутствии Дмитрия Анатольевича Медведева, тогда кандидата в Президенты. Если говорить кратко, с чем было связано это предложение, выделю два момента.

Первое. Наверное, никто не будет спорить с необходимостью увеличения государственной поддержки крестьян. Да, в прошлом году в Алтайском крае на поддержку селян была направлена рекордная сумма - более 6 миллиардов рублей, и мы признательны руководству страны за это.

Но можно привести и другие цифры: в последние годы объем импорта продовольствия и сельхозсырья в России находится на уровне триллиона рублей. Например, в 2013 году он по предварительным оценкам составил 37,5 миллиардов долларов. Это примерно в 6 раз больше, чем весь объем господдержки из федерального бюджета.

Но нужно не просто повысить объемы средств господдержки села, но и повысить эффективность их использования. В том числе, за счет концентрации средств на прорывных направлениях и в тех регионах, которые фактически обеспечивают продовольственную безопасность страны.

Подчеркну, что речь идет не об Алтайском крае, а о целом ряде крупных аграрных территорий. В нашем законопроекте прописано, что конкретные критерии отнесения регионов к особо значимым определяются Правительством.

Понятно, что к их числу должны быть отнесены такие регионы, как, например, Оренбургская область - после Алтайского края это второй регион страны по площади пашни - порядка 6 миллионов гектаров. Или один из крупнейших по объему сельхозпроизводства регионов - Республика Татарстан.

Вторая сторона проблемы. В распределении средств господдержки сегодня наблюдается определенная несправедливость. В зависимости от бюджетной обеспеченности регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей.

И аграрные регионы, как правило, не входят в число наиболее финансово обеспеченных территорий. Но механизм федеральной государственной поддержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны.

В итоге некоторые промышленные регионы имеют возможность направлять на поддержку АПК дополнительные ресурсы. А аграрные регионы, такие как Алтайский край, с учетом значительного объема производства не могут обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне!

И еще не надо забывать, что на аграрные регионы ложится дополнительный груз ответственности за развитие социальной сферы села. А мы все понимаем, что буквально по каждому направлению социальной сферы - образование, здравоохранение, культура, расходы в сельской местности всегда будут больше, чем в городах.

Именно эти соображения легли в основу инициативы Алтайского края. Содержание инициативы было раскрыто в двух разработанных документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона "Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации" (это первоначальное название законопроекта). Причем первая редакция законопроекта была подготовлена не кулуарно, а совместно с учеными Алтайского государственного университета.

Конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции особо значимых аграрных территорий обобщены в проекте "Комплексное развитие Алтайского Приобья. Ряд объектов, предусмотренных этой программой, уже реализуются сейчас, даже в отсутствии федерального закона.

Концепция законопроекта и проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья" получили поддержку при обсуждении в Министерстве сельского хозяйства, на Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, в профильном комитете Государственной Думы.

В 2010 году мне вместе с коллегами-депутатами довелось защищать это проект в Совете Федерации на большом мероприятии с участием профильного комитета верхней палаты, представителей правительства, научного сообщества.  И  надо сказать, что оценка также была положительной.

Хочу отметить, что и в 2010 году, и на протяжении всей нашей работы мы получали серьезную поддержку со стороны профильного "аграрного" комитета Совета Федерации.

Представленная сегодня редакция разработана при заинтересованном участии и помощи квалифицированных юристов Совета Федерации.

И хочу особо поблагодарить за это председателя комитета, Геннадия Александровича Горбунова и всех его коллег.

Документ был рассмотрен и на выездном заседании комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, которое проходило в Барнауле в 2011 году.

Надо признать, что несмотря на в целом положительную оценку инициативы, было высказано и немало замечаний. Кроме того, вы знаете, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию были серьезно изменены меры государственной поддержки экономики. Они нашли отражение в новой Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Безусловно, мы вынуждены были серьезно переработать инициативу в связи с этими изменениями.

В прошлом году в ходе визита в Алтайский край спикера верхней палаты Валентины Ивановны Матвиенко был вновь поставлен вопрос: необходимо вернуться к рассмотрению нашей инициативы.

Мне удалось еще раз презентовать основные положения законопроекта перед широким кругом аграрной общественности на пленарном заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО, которое проходило в июле прошлого года в  Пятигорске с участием В.И. Матвиенко и министра сельского хозяйства Н.В.Федорова.

Буквально в конце апреля мы обсуждали наш проект на заседании комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, которую я возглавляю и куда входят председатели законодательных органов 10 регионов. Некоторые из моих коллег, как я уже говорил, сегодня присутствуют в этом зале.

 Удалось адаптировать все предложенные меры господдержки к условиям ВТО. Но в целом, идеология законопроекта сохранена.

И мы надеемся, что благодаря прибытию на Алтай большой группы сенаторов работа над законодательной инициативой выйдет в финальную стадию.

И при условии вашей поддержки, уважаемые коллеги, краевое Законодательное Собрание планирует уже на ближайшей июньской сессии внести этот законопроект в Государственную Думу.

Уверен, что шансы на прохождение закона есть. Во-первых, действительно проделана огромная подготовительная работа, и нам удалось найти союзников на высоком уровне.

А во-вторых, актуальность наших предложений сегодня очевидна каждому. В той напряженной международной ситуации, которую мы все видим, каждый должен понимать, что продовольственная безопасность - это такая же гарантия суверенитета страны, как крепкая армия.

Читайте полную версию на сайте