Исследователи рассказали, почему мы толстеем
Мы стали есть больше
Гарвардская школа бизнеса провела исследование индекса социального развития и по показателю "уровень ожирения" ученые поставили Россию на пятое место. По подсчетам Роспотребнадзора, в нашей стране у каждого четвертого есть проблемы с весом, в том числе это и дети. 20% из них страдают от избыточного веса и еще 7% живут с диагнозом "ожирение".
Мы действительно стали есть больше. По данным Минсельхоза, потребление основных продуктов питания на человека в год за последние сто лет значительно выросло. Исследователи подняли архивы за 1908 и 2009 годы и сравнили данные. Среднестатистический россиянин сто лет назад ел в четыре раза меньше мяса в год, чем сейчас: всего 14,9 кг приходилось на душу населения против 58 кг сегодня.
Вдвое выросло потребление молочных продуктов: 239 кг/год против 107 кг сто лет назад. Также в два раза больше мы едим картофеля: 132 кг против 77,7 кг. Яйца тоже стали для нас повседневным продуктом, их потребление выросло в восемь раз: с 33 штук в год до 256.
Понятно, что можно найти массу аргументов - голодные годы, нестабильная жизнь, большие семьи, нехватка продовольствия и низкий достаток большинства семей в начале прошлого века. Но тем не менее, разница действительно весомая. Организм человека устроен так же, как и сто лет назад. Но поменялся образ жизни - стал сидячим, и мы почти не расходуем энергию. Зато количество продуктов, которые мы съедаем, выросло в разы.
Жирные стратегии
Что же произошло? Ответ попыталась найти Марьон Нестле - доктор биологических наук Калифорнийского университета в Беркли, которая занимала пост старшего консультанта по методике питания в Департаменте здравоохранения и социальных служб США. На примере Штатов специалист объясняет алгоритм роста потребления продуктов.
В 70-х годах прошлого века рынок продуктов питания в Штатах был перенасыщен: заполнились абсолютно все продуктовые "ниши", в магазинах можно было найти абсолютно любую категорию товаров, как более дорогих, так и более дешевых. Потребители буквально "наелись", поэтому спрос не выходил за существующий уровень. В то же время деловые круги начали постепенно уходить от ровного получения дивидендов с продаж к желанию зарабатывать ещё больше и быстрее.
Продовольственные компании вынуждены были искать новые способа сбыта. Для этого было разработано сразу несколько стратегий. Вдруг стала популярной привычка перекусывать: продукты стали продаваться абсолютно везде, даже в аптеках и газетных киосках. Популяризована была еда вне дома. Не только в ресторанах и кафе, но и в любом месте, где раньше это считалось неприемлемым: на автостоянке, на заправке, на ходу.
Порции в общепитах стали стремительно расти: "заказывай больше, ешь больше!". На ТВ появилась концепция питания для всей семьи. И главным образом навязывались высококалорийные продукты с обилием сахара, животного жира и простых углеводов. Благодаря приятному вкусу они вызывали привыкание, а значит, неизбежный рост потребления.
Под девизом "каждому – по потребностям" Штаты вырастили новое поколение людей с одышкой и ожирением, которое тяжелой походкой направляется за новой порцией. Сегодня 10% населения страны больны сахарным диабетом, а это более 20 млн. человек.
Эйфория от прибыли заставила пищевые корпорации расширять экспансию в другие страны. Поэтому человек, который вечно торопится и жует на ходу, – сегодня картина, которую можно увидеть практически везде, в том числе и в России. А чаще всего - в ТВ-рекламе.
Почему "наша" еда не лучше "их" фастфуда?
При этом мы Россия стоит на распутье - при засилии импортного фастфуда мы не забываем и нашу традиционную еду. Зная, что гамбургер - это плохо, мы тем не менее не отказываем себе в любимых салатах - оливье, селедке под шубой. И зачастую "балуем" себя ими и в будни. Тем более, что в магазинах услужливой гастрономии всегда можно купить уже готовые салатики.
Изначально рацион жителей России базируется на продуктах, которые состоят из животных жиров: жирное молоко, сливочное масло, красное мясо, колбасные изделия. И мало кто задумывается о том, что наша глубинная привычка питаться каждый день именно красным мясом и жирным молоком сформировалась в голодном XX веке. До революции на столах в нашей стране в большей степени были дичь, соленья, квашенья, ягоды. Кроме того, пост соблюдался четыре раза в год, а это значит, что фактически четверть года население вообще не употребляло животных жиров.
Такая структура питания существовала на протяжении столетий, а вот традиция ежедневного употребления продуктов "пожирнее" относительно недавняя. Традиционное для нас питание – стандартный рацион северной страны, однако сегодня население уже далеко не страдает от морозов: климат стал теплее, одежда лучше, отопление мощнее. По сути, привычка "греться" едой должна была отпасть. Но нет! Мы по-прежнему любим что пожирнее.
А вот потребление растительных продуктов у нас катастрофически низкое. Мы едим в среднем только 300 граммов овощей и фруктов в сутки, в то время как по нормам ВОЗ человеку необходимо для поддержания здоровья до 600 граммов. Даже летом, когда местные овощи и фрукты дешевеют, их количество в ежедневном рационе не растет.
На гарнир, по данным многочисленных опросов, предпочитаем "быстрые" или простые углеводы: макароны, пшеничный хлеб, картофель. На десерт – сладости, изобилующие сахаром.
Кстати, потребление сахара за последние сто лет – с 1908 года – выросло в 13 раз: на душу населения приходится сегодня 39 кг в год против 3 кг тогда.
Такой "перекос" в питании не сразу, но со временем дает о себе знать. За годы потребления жира в сочетании с быстрыми углеводами организм накапливает все необходимое для развития болезней. Постепенно все процессы замедляются, масса тела растет. Повышается уровень "плохого" холестерина – возникает угроза развития сердечно-сосудистых заболеваний. А от болезней сердца и сосудов в нашей стране умирает 1 млн. 300 тыс. человек в год.
Точка перелома
Переломить ситуацию по факту сегодня в силах только государственная система. Производители не пойдут на уступки сами: изменение состава продуктов, маркетинговых решений чревато потерей колоссальных прибылей. В мире есть прецеденты активной политики государства в области питания, которая действительно коренным образом изменила подход к продовольственной безопасности.
Например, в Норвегии велась активная борьба по снижению потребления жиров до 35% в сутки от общей калорийности в рационе. Политика осуществлялась медленными темпами, поскольку встретила жесточайшее сопротивление мясного и молочного лобби. Тем не менее это препятствие удалось преодолеть. Правительство поощряло фермеров к производству продуктов со сниженным содержанием молочного и мясного жира. Благодаря этому у населения на 10% снизился показатель холестерина, что способствовало снижению уровня смертности от ишемии сердца.
Проблема заключается в том, что, несмотря на эффективность таких программ, они все имеют затяжной характер: в среднем – 50 лет.
Единственный выход – самим ориентироваться на продукты, которые продлевают жизнь, а не кормят наши болезни. Ожирение, диабет и рак питаются насыщенными жирами, сахаром и простыми углеводами. При сокращении в рационе жирного молока, красного мяса, полуфабрикатов, пшеничного хлеба, картофеля, сладостей, мы автоматически сбиваем риски.
Частые перекусы - сладкий чай с булочками или печеньем, бутербродом или другими жирными и сладкими продуктами, - как наркотик. Количество еды, как и калорий, которые мы потребляем в день, автоматически возрастает. Избавление от такой привычки равноценно по значимости прощаньем с сигаретой.
Что поможет? Как ни банально, но обычная физическая активность. Да, сегодня мы не пашем и не сеем, не скачем на конях, не стираем белье на реке, отбивая его на камнях. Всем этим занимались наши предки.
Но стоит подумать хотя бы о том, чтобы ходить быстрым шагом по полчаса в день. Казалось бы - мелочи, но и эта небольшая нагрузка улучшает кровообращение и стимулирует обмен веществ. В конце концов, о том, как мы себя чувствуем думают не врачи и уж тем более не производители еды. То, как мы будем выглядеть через несколько лет, зависит только от нас самих.