Бюджет набили сдутыми рублями

Утро.Ру

Соответствующие поправки, по словам министра, планируется внести в закон о бюджете, в котором пока официально заложен дефицит в те же 0,5%. Озвученная Силуановым цифра оптимистичнее даже недавнего прогноза МВФ, согласно которому профицит бюджета по итогам года может составить 0,3%.

Минфин также планирует сократить внутренние заимствования с запланированных 800 млрд рублей до 435 миллиардов. Внешних заимствований в этом году и вовсе не планируется, говорил неделю назад глава ведомства, поясняя такое решение неблагоприятной конъюнктурой. И вообще, по словам Силуанова, с учетом ситуации на рынке Россия имеет возможность не заимствовать. "У нас есть доходы, которые, согласно бюджетному правилу, могут быть направлены на замещение выпадающих объемов – как доходов, так и заимствований", – пояснил министр.

Что же, не все так плохо в российской экономике? Если бы! Виртуальные доходы бюджета, полученные благодаря ослаблению рубля, обратной стороной имеют снижение потребительской активности, что, в свою очередь, скажется на объеме собираемых налогов. Кроме того, в Резервный фонд в этом году будет перечислено только 100 млрд руб. – в три раза меньше, чем планировалось. Формируется он, как известно, из нефтегазовой ренты. Вот откуда возьмутся "замещающие" средства.

Что же касается реальных не нефтегазовых доходов бюджета, с ними дела обстоят далеко не лучшим образом. Недаром власти задумались о продаже части пакета "Роснефти" в ускоренном порядке – то есть уже в этом году. Первоначально сокращение госучастия в компании было запланировано на 2016 г., к продаже намечено 19,5% акций, контрольный пакет останется у государства.

Причина ускорения – фактически проваленный план по приватизации. Доходы казны по данному пункту в 2014 году составят около 26 млрд рублей вместо изначально ожидаемых 196 миллиардов, заявил в понедельник все тот же Силуанов. Ранее о возможном сокращении участия государства в "Роснефти" говорил и Алексей Улюкаев, отмечая, что возможна продажа пакета акций как целиком, так и по частям. По словам главы МЭР, сейчас на рынке сложилась неплохая конъюнктура для подобной сделки.

Независимые эксперты оптимизм министра не разделяют: если уж для заимствований конъюнктура не подходящая, то для продажи активов и подавно. Инвесторы бегут из России, роняя тапки. И за примерами далеко ходить не надо. На этой неделе стало известно о том, что крупнейший в мире институциональный инвестор, американская BlackRock Inc., специализирующаяся на облигациях развивающихся рынков, в середине апреля избавилась от всех своих вложений в российские облигации. Продано бумаг на "сотни миллионов долларов", сообщил в интервью The Financial Times глава подразделения долговых рынков развивающихся стран Серхио Триго Пас.

Это предупредительная мера, связанная с санкциями западных стран против России, пояснил представитель BlackRock. По его словам, изначально рынок недооценил их значимость, но сейчас приходит понимание всей серьезности данных мер. "Люди думали, что санкции – это когда олигархам не разрешают посетить Диснейленд. А теперь все гораздо серьезнее: любой управляющий активами в США, у которого есть российские облигации, должен иметь под рукой юристов, чтобы те тщательно анализировали последствия санкций", – цитирует эксперта агентство РБК. "Даже те российские компании, в которых лицам, подпавшим под санкции, принадлежит менее 50%, рассматриваются специалистами по внутреннему контролю как потенциально рисковые", – поведал Триго Пас.

На этом фоне сомнительно, что кто-то из международных инвесторов позарится даже на такой лакомый актив, как "Роснефть". А если и найдется смельчак, в качестве платы за риск он потребует головокружительный дисконт. Так что по хорошей цене продать и этот пакет акций вряд ли удастся.

Читайте полную версию на сайте