Россиянам разрешат бесплатно судиться из-за выборов и референдумов
Зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев предлагает отменить уплату госпошлины при подаче заявления в суд о нарушении избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. Соответствующий законопроект внесен депутатом на рассмотрение Думы.
Законопроект (текст есть у "Известий") вносит изменения в Налоговый кодекс и расширяет перечень лиц, которые освобождены от уплаты госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям. Сейчас нулевая пошлина, например, предусмотрена по делам о взыскании заработной платы, алиментов и т.п. Включить в этот список предлагается организации и граждан, которые подают заявление об ущемлении их избирательных прав.
Савельев сказал "Известиям", что законопроект направлен на устранение существующей неопределенности в налоговом законодательстве. Дело в том, пояснил депутат, что ранее лица, подающие в суд заявление по выборным взаимоотношениям, входили в перечень тех, кто освобожден от уплаты госпошлины. Но в 2005 году они были из этого списка исключены, при этом их так и не внесли в перечень тех, кто должен платить. В итоге сейчас суды расценивают заявления, касающиеся нарушения избирательных прав, как стандартные заявления неимущественного характера. Поэтому они попадают в категорию дел, связанных с нарушением прав граждан или их общественных объединений, таких как права собственности, права на труд или на отдых, свободы совести и т.п. Для данной категории дел Налоговым кодексом установлена госпошлина в размере 200 рублей.
— Получается, что суды по заявлениям о защите избирательных прав граждан ожидают уплату пошлины, — говорит Савельев. — Но граждане смотрят в Налоговый кодекс, не видят там ни слова о госпошлине и не платят ее. Заявление у них принимают. И на этом всё заканчивается. Заявление остается без движения, поскольку пошлина не уплачена. Между тем срок для оспаривания решения избирательной комиссии составляет всего 10 дней. Истец же ничего не подозревает, в результате время упущено.
Российским законодательством предусмотрено право граждан обратиться за судебной защитой своего избирательного права в случае, например, отсутствия в списке избирателей, выдаче уже заполненного бюллетеня, давления в целях выбора определенного кандидата и др.
Статистика на этот счет разрозненная. Например, только судами Саратовской области за два года (2011–2012) было рассмотрено 160 заявлений по выборным взаимоотношениям. Среди них дела о проведении предвыборной агитации в местах, где это запрещено, об умышленном уничтожении печатных материалов о кандидатах, о подкупе избирателей, о незаконной выдаче избирательного бюллетеня другому лицу. По итогам рассмотрения 126 дел было назначено административное наказание в виде штрафа. В частности, за подкуп избирателей Кодексом об административных правонарушениях для организаций предусмотрен штраф до 50 тыс. рублей.
Есть и такие случаи, когда за нарушение избирательных прав граждане требуют моральной компенсации. В Краснодарский краевой суд по поводу нарушения его избирательных прав на президентских выборах 2012 года обратился инвалид первой группы по зрению, который не может посетить избирательный участок. Но поскольку переносную урну в день голосования ему не принесли, проголосовать гражданин не смог. Истец требовал взыскать с Карасунской территориальной избирательной комиссии 5 млн рублей; в первой инстанции ему отказали.
До настоящего времени судами разных инстанций рассматриваются дела о нарушении избирательных прав на выборах депутатов Госдумы 6-го созыва. В частности, в Ленинск-Кузнецкий суд Кемеровской области обратилась гражданка, являвшаяся на этих выборах членом участковой избирательной комиссии № 814 Полысаевского городского округа этого региона с правом решающего голоса. Она потребовала признать протокол об итогах голосования недействительным и провести повторный подсчет голосов. В обоснование требований истец указала, что, получив копию протокола об итогах голосования избирательного участка № 814, она обнаружила, что подпись напротив ее фамилии принадлежит не ей.
Более того, по словам экспертов, отдельные случаи могут стать основанием для отмены судом решения комиссии об итогах голосования или итогах проведения референдума. К ним по закону (ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ") относятся нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, включая воспрепятствование наблюдению за их проведением, и другие нарушения, если они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Руководитель направления по трудовой и социальной политике независимого экспертного центра "Общественная дума" Марина Емельянцева считает разумным отменить пошлину, это позволит упростить процедуру защиты избирательных прав и устранит существующий законодательный пробел. Юрист компании "Налоговик" Михаил Филиппов соглашается, что такое изменение в налоговом законодательстве вполне оправданно, ведь речь идет о нарушенных правах граждан, да еще правах, провозглашенных Конституцией.
— Если право на льготу имеют некоторые категории граждан, чьи права нарушены, такие как истцы по искам о взыскании заработной платы, алиментов и многие другие категории граждан и организаций, то освобождение от уплаты государственной пошлины лиц, обращающихся в суд с заявлением о нарушении избирательного права, закономерно, — говорит Филиппов.