«Красная» зона: на дорогах Алтайского края творится беспредел

На днях в Барнауле на улице Гущина неизвестные разрисовали дорожный знак "Искусственная неровность", который был установлен под знаком "Пешеходный переход". Просто добавили к холмику крест, превратив его в погост. Немой намёк пешеходам и водителям – улица может быть опасна, пишет "АиФ" на Алтае".

Каждый день

Ситуация на дорогах края, когда гибнут и получают травмы люди, может быть признана критической – регион находится в "красной", самой неблагоприятной, зоне по уровню безопасности дорог – на 34 месте из 45, опережая лишь такие загруженные транспортом регионы как Ленинградская и Ростовская области, Ставропольский край. Только за три месяца этого года в регионе произошло 701 тяжкое ДТП, в которых погибли 52 человека и ещё 877 получили ранения. За прошлый год на дорогах края погибли 385 человек и 5263 были травмированы.

На рост аварийности был вынужден обратить внимание глава региона. "У меня стойкое убеждение, что в наиболее грубой форме нарушают правила дорожного движения именно на дорогах края. Даже в центре Барнаула многие водители не имеют понятия о скоростном режиме. И нарушают правила в демонстративной форме, – распекал сотрудников ГИБДД Александр КАРЛИН, губернатор, на апрельском совещании по безопасности движения, – Как можно на городской территории получать ДТП со столь тяжкими последствиями, со множеством погибших?".

Тёплый апрель и выходные дни начала мая не принесли властям края успокоения – на улицу вышли многие участники движения, которых не было зимой – велосипедисты, мотоциклисты и летне-дачные автомобилисты. За первомайские праздники только в краевом центре было выявлено 2105 нарушений правил дорожного движения, произошло 13 серьёзных аварий, в которых 20 человек получили телесные повреждения, пятеро из них – дети. Так, 4 мая в Барнауле на улице Малахова водитель на "Лексусе" врезался в городской маршрутный автобус. Кроме водителя в иномарке пострадали трое детей 13, 12 и 5 лет, старшие из которых не были пристёгнуты ремнями безопасности.

Самый дикий случай поведения водителя произошёл в Барнауле 28 апреля на улице Попова. Пьяный за рулём, которого до этого трижды лишали водительских прав, на автомобиле "Шевроле Нива" совершил смертельный наезд на 44-летнего пешехода, а затем протаранил последовательно три автомобиля. Когда мужчину задержали, выяснилось, что оставлять место ДТП вошло у него в привычку – его уже три раза за это подвергали административному аресту.

Тенденция водителей края покидать место аварии не идёт на спад. Так, 29 апреля улице Антона Петрова в Барнауле произошёл наезд на 89-летнюю женщину неустановленным автомобилем под управлением неустановленного водителя. Вечером 30 апреля на улице Шукшина в Барнауле неустановленный водитель сбил 10-летнюю девочку. 3 мая на пересечении проспекта Ленина и улицы Союза Республик неустановленный квадроцикл совершил наезд на пешехода-мужчину.

Не скрываются водители с места происшествия, только если не могут этого сделать. Так, в конце апреля в Алейске водитель на автомобиле "Тойота" врезался в дерево – он сам и один пассажир скончались на месте, ещё двух пассажиров с телесными повреждениями доставили в лечебное учреждение.

В минувшую субботу трагический случай произошёл в Республике Алтай – там на трассе М-52, в двух километрах от села Белый Бом, в обрыв опрокинулась вазовская "семёрка". Погибли четыре человека – водитель, две девушки 22 и 19 лет и полугодовалая девочка. Ещё один ребёнок 11 лет был госпитализирован в Акташскую больницу.

Грустнее всего, когда в таких происшествиях страдают дети. Так, в начале апреля в Барнауле женщина на "Тойоте Платц" наехала на семилетнего мальчика, который неожиданно для неё выехал на велосипеде из-за грузовика, а в Бийске водитель "Тойоты" сбил велосипедиста, который вёз пятилетнюю девочку.

Ещё более странно, чем некоторые водители, ведут себя на дорогах пешеходы. Так, 15 апреля в селе Малоенисейское Бийского района водитель маршрутного автобуса ПАЗ совершил наезд сразу на трёх пожилых пешеходов, которые переходили проезжую часть в неустановленном месте. Вечером 29 апреля возле торгового центра "Европа" женщина на внедорожнике совершила наезд на пешехода, переходящего проезжую часть в неустановленном месте. В ночь на минувший четверг в Калманском районе тягач с полуприцепом наехал на неустановленного пешехода, который, по словам водителя, сидел на проезжей части.

Видеть опасность

По мнению Петра БОГОМОЛОВА, начальника Управления ГИБДД Главного Управления МВД России по Алтайскому краю, полковника полиции, старания дорожной полиции напоминают борьбу с ветряными мельницами.

Число машин в крае растёт, а водительские навыки недавних учеников автошкол не выдерживают критики. Только за прошлый год удостоверения водителей получили 36664 жителя края. Какая часть из них будет по-настоящему ответственными водителями?

Пока краевое ГИБДД одной из мер противодействия водителям-нарушителям считает установку дополнительных видеокамер на дорогах. Но без широкого участия всех граждан победить пренебрежение общества к правилам дорожного движения невозможно. Иначе край по-прежнему будет в хвосте всех регионов по уровню безопасности на дорогах и будет терять на них людей, в том числе детей…

Мнение эксперта

Василий ЗАЙКОВСКИЙ, основатель движения "ВелоБарнаул", автомобилист:

– Как ни печально это осознавать, но ПДД у нас начинают соблюдать только под страхом больших штрафов. А ещё лучше не просто больших, а неотвратимых. Лет пять назад никто не пропускал на пешеходных переходах людей – сейчас пропускают практически все. Конечно, среди автомобилистов нарушителей хватает, говорить об этом нет смысла. Но радует, что всё чаще попадаются вежливые автомобилисты, которые и дорогу уступят, и с парковки пропустят, и хамить на дороге не будут.

С пешеходами намного сложнее, по моим ощущениям, 99% пешеходов ПДД не знают в принципе – дорогу по диагонали переходят на красный сигнал светофора, где попало. Причём с видом, что их должны пропустить – пешеход же всегда прав, пока жив... Считаю, что тут у нас полнейший беспредел. А дети на дороге – отражение взрослых. Им можно сколько угодно говорить о ПДД, но лучше каждый день показывать соблюдение правил своим примером. К моему сожалению, велосипедисты Барнаула похожи по незнанию ПДД на пешеходов, их тоже преследует тотальное ощущение безнаказанности. Хотя есть исключения.

Конечно, за один день ситуацию на дорогах края поменять невозможно. И либо у нас будет множество травмированных и покалеченных, либо мы начнём применять комплексный подход, воспитывая детей собственным примером и оплачивая штрафы за свои "грехи" на дорогах.

Мнение власти

Олег КАРКОШКИН, начальник отдела ГИБДД УМВД России по Барнаулу:

– В краевой столице наблюдается серьёзный рост по всем видам ДТП. Для регулирования дорожной обстановки Госавтоинспекция выводит на дороги дополнительные экипажи ДПС, но обстановка остаётся сложной. Если в январе-марте 2013 года в ДТП пострадали 22 ребёнка, то в этом году – уже 44.

Если взять, например, 2004 год, то в Барнауле было зарегистрировано 149 тыс. единиц транспорта, а сегодня – уже 228 тыс. Плюс увеличился поток приезжающих.

Краевое управление ГИБДД выделило для Барнаула дополнительно пять экипажей, которые ранее дежурили на трассах. Но наши экипажи ДПС работают по 12 часов в сутки. Это связано не только с увеличением числа ДТП, но и с реформированием ведомства. Если в Барнауле раньше в сутки на пост выходили 140 сотрудников ДПС, то сегодня – только 60-70.

С раннего возраста

Екатерина ВИТВИНОВА, арт-директор галереи "Бандероль":

– Сложно сказать, кто правила дорожного движения нарушает чаще – водители или пешеходы. Иногда в некоторых местах правила нарушаю я, когда иду с коляской и понимаю, что в этом месте просто по-другому с ней не проехать. Но заметила, что ситуация в городе начала улучшаться – водители чаще стали уступать дорогу даже на нерегулируемых пешеходных переходах, даже если я без коляски. Хотя мне сложно судить, как часто нарушают правила водители, ведь это понятно только тем, кто сам находится за рулём.

Конечно, хотелось бы, чтобы все участники дорожного движения относились друг к другу с уважением. Но я считаю, что штрафами и лозунгами тут не победить – дело больше в нашем менталитете, и, как мне кажется, его быстро не изменить. Только постоянно учить детей, начиная с раннего возраста, правилам дорожного движения и своим примером показывать, как можно и нужно переходить дорогу, водить машину. В итоге, из поколения в поколение культура поведения на дорогах будет расти, будет меняться менталитет.

Полезно знать

За прошлый год рост числа ДТП с пострадавшими отмечен на территории 33 муниципалитетов края. Самый высокий уровень – в Бийске, Заринске, Рубцовске, Барнауле, в Целинном, Благовещенском, Ельцовском, Кулундинском, Михайловском, Красногорском, Тальменском и Первомайском районах. В Барнауле самыми аварийными улицами считаются пр. Ленина, Малахова, Попова, Петрова.

Читайте полную версию на сайте