АО "Алттрак" отметил свое 60-летие.
24 августа на рубцовской земле появился Алтайский тракторный завод на базе эвакуированного оборудования Харьковского тракторного.
Первый трактор с деревянной кабиной работал на керосиновом двигателе. Но производство развивалось, и вот уже выпущен миллионный трактор с маркой "АТЗ". Завод в свое время был награжден орденом Ленина, немало на его счету побед в различных выставках. До перестроечного лихолетья здесь было более 20 тысяч работающих, он по праву считался градообразующим, давал горожанам наибольшее количество рабочих мест, он же и наполнял казну Рубцовска.
В этом году уровень продаж техники на "Алттраке" ниже, чем за такие же периоды 2000 и 2001 годов. Реализовано только 583 трактора. С апреля до августа на предприятии длился "мертвый сезон", и лишь в августе был подписан контракт на поставку нескольких десятков машин в Узбекистан. Полтора месяца большинство работников находились в вынужденных отпусках, да и сейчас работают по трехдневке, последняя зарплата выплачена за май. Около 300 готовых тракторов стоят на площадке без двигателей - Алтайский моторный завод требует предоплату.
Поэтому с августа предприятие взяло курс на значительное сокращение издержек производства, ибо другим способом сделать трактор дешевле невозможно. Разработана специальная программа объединения цехов, отделов. Например, два сборочных конвейера загружены на 20 процентов каждый, поэтому объединение выглядит логичным. Два кузнечных цеха работают на 30 процентов своих возможностей. Есть смысл одно производство разместить под одной же крышей. Разработаны и реализуются программы энергосбережения, контроля за расходованием материалов, совмещения рабочих профессий.
Наконец-то решена проблема неплатежей. Еще совсем недавно городской бюджет был должен заводу от 80 до 100 миллионов рублей в разные периоды за то, что ТЭЦ акционерного общества отапливает и подает горячую воду большей части Рубцовска. Из-за этого была постоянно отвлечена значительная часть оборотных средств. Сейчас город почти ничего не должен "Алттраку".
Одновременно интенсивно ведется работа по восстановлению былой конкурентоспособности продукции через повышение ее качества. Сегодня оно, к сожалению, оставляет желать лучшего. В основном это происходит из-за низкой квалификации рабочих. Ветераны предприятия уходят на заслуженный отдых, а молодежь рабочие специальности не привлекают. Попытка набрать в училище хотя бы одну группу токарей закончилась неудачей. Вот и получается, что в рядах рабочих много случайных людей.
Другая проблема - большие хищения. Это выхолащивает целые технологические потоки. В Рубцовске сформировался подпольный рынок ворованных запчастей, на котором процветают как минимум четыре фирмы, занимающиеся сборкой тракторов, не говоря уж о тех, кто просто скупает краденое. Они кустарным способом умудряются изготавливать тракторы и сбывать их под маркой "Алттрака". Качество такой техники - хуже некуда, а страдает авторитет предприятия. Поэтому и в охране завода произойдут существенные изменения. Во всяком случае, планируется сокращение стражей, от которых нет никакого толку. Кадры будут подбираться на профессиональной основе, к охране станут привлекаться и сотрудники милиции.
По словам генерального директора, с сентября завод сможет увеличить объем производства. Большая роль отведена краевому заказу. 300 тракторов для края - это около 210 миллионов рублей от реализации продукции.
Несмотря на отсутствие внешних инвестиций в производство, у руководства предприятия есть план технического перевооружения прессового производства, которое на сегодняшний день является очень затратным. Проводить его "Алттрак" будет своими силами и средствами. Не вдаваясь в технические и технологические подробности корреспондент газета "Алтайская правда" отметил, что главным здесь станет применение современных технологий, которые позволят сделать производство тракторной оснастки дешевле.