Глава Республики Алтай (РА) Михаил Лапшин фактически дал старт переделу собственности в своем регионе.

Среди остальных приоритетов его политики - усиление "президентской" вертикали власти и существенное уменьшение прав и полномочий муниципалитетов. Местные наблюдатели полагают, что новые инициативы губернатора неслучайно были выдвинуты в преддверии визитов в Республику Алтай ряда представительных делегаций потенциальных инвесторов, в частности, глав Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, 15-16 августа вертолетно-теплоходный вояж по алтайским горам совершил питерский губернатор Владимир Яковлев, сопровождаемый большой группой чиновников и бизнесменов из северной столицы. По итогам поездки было подписано соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной областях. На ближайшее время запланирован очередной приезд в РА московского мэра Юрия Лужкова. Его визиты также традиционно сопровождаются рядом деловых переговоров и заключением контрактов.

Потенциальные инвестиции потребовали от руководства РА определиться, кто будет контролировать их потоки внутри республики. Этому вопросу было посвящено специальное выступление Михаила Лапшина 9 августа на собрании актива в пригороде Горно-Алтайска - поселке Майма. Непубличный характер совещания обусловил то, что глава Республики Алтай откровенно определил в своей речи ряд принципиальных позиций по поводу будущего региона.

В частности, господин Лапшин жестко заявил о том, что РА является республикой президентского типа, и роль законодательной власти в ней второстепенна: "Я избран народом напрямую, вся власть принадлежит мне и только мне, лично и персонально, - это народом определено. Властью я буду пользоваться полностью, Конституцией мне дано право - мне только - самому определять контуры всей политики, и я буду их определять. Остальных прошу только давить на кнопки, голосовать и поддерживать, а не дебатировать, не тратить время зря... Вот приехали мы в Белгородскую область, наши с трудом увидели, что есть еще и представительная власть, которая обслуживает исполнительную власть, и четко все подтверждает, и не мешается, и не доказывает, что она там равная и чуть ли не главнее..." Стоит отметить, что законодательная власть республики - Эл Курултай - сейчас контролируется представителями традиционной алтайской элиты, в значительной части поддержавшей Лапшина во время предвыборной гонки осенью 2001 года.

Столь жесткая попытка оттеснить на второй план в борьбе за контроль над инвестициями традиционные группы местной элиты, в значительной степени состоящие из алтайцев, способна вызвать в недалеком будущем политические конфликты в республике (такой конфликт с местной элитой сопровождал весь срок правления предшественника Лапшина - Семена Зубакина).

Касаясь муниципального управления, Михаил Лапшин заявил, что считает целесообразным концентрацию муниципальных полномочий на уровне районов путем создания одноступенчатой системы самоуправления. При этом муниципалитеты в райцентрах должны быть полностью упразднены, а низовые муниципалитеты (сельские и поселковые советы), по-видимому, значительно ограничены в правах.

"Я хотел бы еще раз сказать по самоуправлению. Четко и ясно сказать, что субъектом или объектом самоуправления будет район - и ничто другое. У нас много вольнодумцев, которые вобьют себе в головы идею-фикс и потом с этой идеей, абсолютно бесплодной, бегают и отнимают время у себя и у всех остальных. Район будет субъектом - Майма, Кош-Агач, а все остальное блуд, и выбросьте это из головы. Чем раньше это случится, тем будет лучше для всех", - считает Михаил Лапшин. По мнению местных наблюдателей, попытка региональной реформы муниципалитетов в условиях уже фактически находящейся "на выходе" федеральной реформы свидетельствует прежде всего о намерении Лапшина и его окружения перевести земельный фонд, контролируемый низовыми муниципалитетами, в распоряжение более зависимых от главы РА районных администраций.

В своей речи Михаил Лапшин призвал к сворачиванию и фактической ликвидации убыточных производств в сельском хозяйстве, промышленности, а также незавершенных и бесхозных объектов. "Не умеете пользоваться землей - будем ее изымать и передавать тому пользователю, который сможет ее использовать, без обиды... То же самое по производственным помещениям: или приводите в порядок - или мы это все ликвидируем, уберем с глаз долой", - сказал Лапшин. Предположительно, изымаемые в ходе этой программы земли и основные фонды могут передаваться инвесторам в области туризма. В то же время беспокойство алтайских политиков вызывает тот факт, что к числу убыточных относятся подавляющее большинство промышленных и сельхозпредприятий региона, и этот процесс с развитием туристской отрасли становится необратимым.

Республиканские газеты этим летом печатают письма руководителей сельхозпредприятий с многочисленными примерами того, как крестьяне бросают занятие сельским хозяйством, поскольку аренда туристам лишь одной лошади способна принести доход порядка 50 тыс. рублей за сезон.

Михаил Лапшин также заявил о начале большой программы по улучшению внешнего вида территорий, расположенных вдоль Чуйского тракта, в особенности при въезде в республику Алтай - в Майминском районе.

"На внешнем виде республики мы должны миллиарды рублей зарабатывать - миллиарды! На внешнем виде республики мы должны обеспечить экономику и жизненный уровень двухсот тысяч населения", - отметил он. Собственность тех структур, которые не смогут обеспечить внешний вид своей недвижимости в соответствии с новыми стандартами, будет конфискована. "Будете содержать - ради бога, будем помогать. Не будете - отнимем. Отнимем беспощадно!" - резюмировал Лапшин.

Тем не менее, несмотря на жесткий тон Лапшина, республиканская элита пока спокойна. Многочисленные визиты столичных чиновников и бизнесменов пока не привели к появлению каких-нибудь масштабных проектов в РА, а реальные инвестиции в республику осуществляют сейчас прежде всего представители среднего частного бизнеса из Кузбасса, Новосибирской области и Алтайского края, не требующие такой глобальной расчистки инвестиционного поля. Доказательством этому послужил и визит питерского губернатора Владимира Яковлева. Несмотря на весьма помпезную и затратную организацию визита (губернатора и свиту провезли по большинству достопримечательностей республики), питерский бизнес смотрел на местные диковины преимущественно с экскурсионным интересом. И когда Михаил Лапшин, "в очередной раз поразив" (как гласит правительственный пресс-релиз) столичных гостей, залез под мощные вертикальные струи водопада Корбу, приглашая присоединиться Яковлева и питерских олигархов, он получил холодный отказ. Практически тот же самый ответ был дан алтайскому лидеру и при подписании соглашения - питерцы отказались раскошеливаться, настояв на том, что документ будет носить лишь рамочный характер, - сообщает "ПолитСибРу".

Читайте полную версию на сайте