Закон о запрете мата застал кинематографистов врасплох
Президент России Владимир Путин запретил использование нецензурной лексики в произведениях литературы и искусства, средствах массовой информации, концертах, театральных постановках, зрелищно-развлекательных мероприятиях, а также при демонстрации фильмов в кинотеатрах. Картинам, содержащим мат, не будут выдаваться прокатные удостоверения, соответственно, теперь увидеть их на большом экране можно будет только в рамках фестивалей.
Закон вступает в силу 1 июля, и, как отметила заместитель директора департамента кинематографии Минкультуры Галина Строчкова, "механизмы его применения предстоит наработать". В случае возникновения спорных ситуаций по принадлежности того или иного слова к ненормативной лексике в министерстве готовы организовать проведение "независимой экспертизы, для которой могут привлекаться специалисты лингвистических, филологических институтов, например Института языкознания РАН и Института лингвистических исследований РАН".
В целом специалисты полагают, что новый закон не окажет значительного влияния на массовое российское кино — фильмы с нецензурной лексикой в широком прокате и так практически не встречаются.
— Если судить по количеству фильмов (релизов года), вышедших в кинотеатрах России и СНГ (за исключением Украины) в 2013 году, то категории 16+ и 18+ входят в тройку самых выпускаемых фильмов, — отметил исполнительный директор независимой исследовательской компании Movie Research Александр Лужин. — Однако российский зритель активно ходит в кино всей семьей (по нашем данным, это 20% зрителей), а потому самый большой процент кассовых сборов приходится на категории 12+. Так, по итогам 2013 года фильмы этой категории получили в прокате более 18,7 млрд рублей. При этом почти 70% кассовых сборов за 2013 год принесли релизы, разрешенные к просмотру детям и подросткам (возрастные ограничения 0+, 6+ и 12+).
Всего, по данным компании Movie Research, 2013 год насчитывает 94 релиза (из 493) с маркировкой 18+ (то есть, возможно, содержащих нецензурную лексику), которые собрали 5,71% от общей суммы кинопроката. В это незначительное количество, однако, входят наиболее интересные с точки зрения киноискусства картины. Целый ряд авторских фильмов с матерной лексикой оказались в затруднительном положении — большая часть уже сделана, работы уже близки к завершению, но фильмы всё равно не успевают выйти в прокат до 1 июля.
На финальном этапе находится новая картина известного режиссера и драматурга из Екатеринбурга Василия Сигарева "Занимательная этология", собравшая известных актеров — Инну Чурикову, Гошу Куценко, Яну Троянову и других. В фильме используется нецензурная лексика, однако пока создатели не собираются менять дату выхода (декабрь 2014 года) и как-то отступать от своих замыслов.
— Мы совсем не хотели бы его "запикивать" и будем отстаивать свое во многом творческое решение, — подчеркнула продюсер Софико Кикнавелидзе.
Сергей Сельянов, продюсировавший фильмы Алексея Балабанова и дилогию "Бумер" Петра Буслова, также согласился не использовать мат в будущем.
— Закон есть, и его надо соблюдать. Говорить здесь не о чем, — сказал он, однако отказался комментировать, предполагается ли нецензурная лексика в фильме "Родина" Петра Буслова и других картинах, снимающихся на базе его компании СТВ.
Новый фильм известного режиссера Валерии Гай Германики "Да и да" о любви учительницы и художника, премьера которого состоялась на Гонконгском фестивале, уже полностью готов к выпуску, однако продюсеры согласны на переделки, чтобы картину увидел широкий зритель.
— Если есть закон, его надо соблюдать. Будем думать. Где возможно — переозвучим, где невозможно — будем "запикивать", — сообщил продюсер картины Дмитрий Рудовский.
Продюсер отметил, что запрет мата не стал для них неожиданностью, этот вопрос давно обсуждался и компания Art Pictures Studio, соучредителем которой он является, давно "сделала соответствующие выводы при написании сценариев и принятии проектов к разработке" и использует мат в своих картинах только "в случае крайней необходимости".
— В фильме "Да и да" показана жизнь людей, асоциальных в своих убеждениях и взглядах на мир. Они показаны такими, какие они есть в жизни. Там очень мало придуманного — художники играли самих себя. Это не эпатаж ради эпатажа, — отметил продюсер.
Общественное обсуждение законодательного запрета в мата не прошло и мимо компании Bazelevs Production Тимура Бекмамбетова, которая выпустила один из лидеров отечественного кинопроката "Горько!", где много крепких выражений, но обошлось без мата.
— Закон никак не затрагивает планы создателей "Горько! 2", так как в фильме, как и в его первой части, нецензурной брани не содержится. Планируется, что, как и первая часть, "Горько! 2" выйдет с не самым строгим прокатным рейтингом 16+, — сообщили "Известиям" в пресс-службе компании.
Создатели одного из самых громких фильмов нынешнего фестивального сезона — "Комбинат "Надежда" Натальи Мещаниновой, побывавшего в основном конкурсе Роттердамского фестиваля, предугадали новый закон и заранее нашли выход из положения. Социальная драма о жизни норильской молодежи изначально снималась в двух вариантах — с матом для фестивального показа и без мата для кинопроката.