За перепродажу билетов авиакомпании оштрафуют в 10-кратном размере
Перед майскими праздниками, когда пассажиропоток возрастает, в Госдуме заявили о недопустимости продажи авиакомпаниями свыше 100% билетов на авиарейсы.
Депутат Госдумы Александр Четвериков намерен пресечь практику овербукинга российских авиакомпаний — когда продается больше билетов на рейс, чем имеется посадочных мест в авиалайнере. В связи с этим парламентарий подготовил поправки в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В законопроекте четко прописаны обязательства авиакомпании в случае, если во время регистрации на конкретный рейс пассажиру не хватило места в самолете при условии, что у него на руках купленный билет.
Так, за отказ доставки пассажира по маршруту, указанному в билете, перевозчик уплачивает его 10-кратную стоимость и обязан предложить приобрести клиенту новый билет по публичной стоимости на ближайший рейс. Этот пункт не распространяется на ситуации, когда вылет задерживается из-за неисправности судна, а также по другим обстоятельствам непреодолимой силы.
Парламентарий считает, что авиакомпания должна предоставить зарегистрированным пассажирам возможность поменяться с незарегистрированными в обмен на компенсацию.
В частности, если пассажир, которому не хватило места, не хочет получить 10-кратную компенсацию билета, а желал бы улететь именно этим рейсом, он может потребовать от перевозчика оповестить зарегистрированных уже пассажиров о том, что они могут отказаться от регистрации в пользу последнего и получить вместо него компенсацию.
В случае же если пассажир всё же не получил ни услуг по перевозке, ни компенсации за безосновательный отказ, с авиаперевозчика в судебном порядке могут взыскать в пользу пострадавшего штраф в размере 50-кратной стоимости билета.
По мнению депутата, подавляющее большинство авиакомпаний грешат такой практикой. Он сам столкнулся с тем, что однажды в Ростове при наличии оплаченного билета не смог пройти вовремя регистрацию, потому что все места в самолете были уже заняты.
— Я считаю, что это откровенное мошенничество — ст. 159 ч. 4 УК "Мошенничество в особо крупных размерах". Аморальные и незаконные действия авиакомпаний должны быть пресечены, — говорит Четвериков.
Он также отмечает, что если пассажир не зарегистрировался по собственной вине (проспал, опоздал), то, конечно, ни о каких выплатах речи быть не может. Но это только в случае, если человек приходит на регистрацию, когда она уже закончена.
В авиакомпаниях разошлись в оценках предложенной инициативы, однако подтвердили, что в положении незарегистрированного пассажира может оказаться любой гражданин, имеющий билет на руках, но отложивший регистрацию на рейс на самый последний момент.
В "Трансаэро" говорят, что такая практика продажи (реализация большего числа билетов, чем посадочных мест в самолете) существует, однако в компании она не применяется.
— В мировой гражданской авиации некоторыми авиакомпаниями применяется практика так называемого овербукинга, когда билетов на рейс продается больше, чем есть мест в самолете, исходя из того что определенное число пассажиров, как правило, не является на рейс. Но в авиакомпании "Трансаэро" такая практика категорически запрещена и никогда не применялась, — пояснили в пресс-службе авиаперевозчика.
В S7 тоже утверждают, что в их компании количество проданных билетов всегда соответствует числу мест в самолете.
— Информация о том, что авиакомпания продает больше авиабилетов, чем имеется посадочных мест на борту, не соответствует действительности, — заверили в S7.
Между тем в пресс-службе признали, что ситуации, когда пассажиру "не хватило места", случаются и у них.
— К сожалению, бывают такие случаи, но это может быть вызвано только форс-мажорными ситуациями — например, техническая неисправность одного самолета, когда пассажиров пересаживают в самолет меньшей вместимости; сломано кресло; сбой в системе регистрации и т.д., — уверены в пресс-службе S7.
В "Аэрофлоте" заявили, что отказ от овербукинга грозит авиаперевозчикам большими убытками. Кроме того, в компании говорят, что компенсации применяются и сейчас, но они более скромные, а десятикратная оплата разорит авиабизнес.
— Такая практика (продажа более 100% билетов. — "Известия") существует во всех авиакомпаниях мира, она позволяет выживать. Не нужно забывать, что авиасфера — крайне низкомаржинальный бизнес, компании перестраховываются и часто перепродают билеты на рейс. В таком случае существует практика компенсаций. Она не равна 10-кратному размеру, как предлагает депутат, — говорят в "Аэрофлоте". — Компенсация равняется стоимости поездки плюс повышение класса обслуживания.
Собеседник "Известий" в компании рассказал, как российский национальный перевозчик решает проблему нехватки мест.
— В "Аэрофлоте" такие ситуации крайне редки, но если они случаются, то человеку, если он летит в экономклассе, предлагают лететь бизнес-классом на следующем рейсе. Никто не отказывается. Либо, если человек торопится, можем посадить на рейс других авиакомпаний. Если пассажир летит бизнес-классом, то ему предоставляется либо материальная компенсация, либо, если он участник программы "Аэрофлот-бонус", в большом количестве начисляются мили, — сообщил источник.
В "Аэрофлоте" считают, что есть довольно простой способ избежать неприятной ситуации: пройти онлайн-регистрацию, которая начинается за сутки до вылета. Однако надо отметить, что далеко не всегда есть возможность зарегистрироваться даже на рейсы "Аэрофлота" — например, на рейсы в Домодедово такой онлайн-услуги нет.
Завкафедрой Московской школы экономики МГУ Виктор Кувалдин полагает, что если авиакомпании идут на рискованные операции, то риск они должны полностью брать на себя.
— Я считаю, что достойная компенсация пассажиру, которому не хватило места в самолете по вине компании, — это справедливое решение. Так перевозчики должны расплачиваться за рискованную коммерческую практику, — заявил Кувалдин.
Эксперт отметил, что оплачивать авиакомпании должны не только стоимость билета, но и моральную компенсацию.
— Люди при наличии билета в аэропорт просто так не катаются, это связано с серьезными жизненными планами, и когда эти планы нарушаются, человеку должны быть возмещены стоимость билета, а также моральный ущерб, — уверен он.