Госслужащие отчитаются по кредитам
После нескольких скандалов с депутатами, которые не расплатились по кредитам, в администрации президента и правительстве было принято решение обязать госчиновников подавать не только сведения о доходах и расходах, но и данные по кредитам и иным обязательствам имущественного характера. Как рассказали "Известиям" в правительстве, подобное нововведение начнет действовать с 2015 года путем внесения поправок в закон "О противодействии коррупции". После их принятия министерства и ведомства смогут ввести новую норму в свой внутренний регламент.
- В апреле этого года правительство приступило к разработке поправок об обязательной публикации сведений госслужащими, не только о доходах и расходах, но и по кредитам и другим задолженностям, к примеру, алиментам, - заявили в Белом доме. - Новые нормы будут прописаны в регламентах ведомств и двух палат парламента.
Отчитываться госслужащие, депутаты и сенаторы о своих долгах будут в действующих комиссиях по доходам. При этом информацию о своих обязательствах со следующего года буду подавать не только действующие работники госаппарата, но и те, кто только устраивается на госслужбу.
Новая инициатива появилась после того, как в Госдуме произошел скандал по поводу задолженностей перед банками ряда депутатов. В нижнюю палату парламента поступили документы из судов, согласно которым несколько парламентариев оказались должниками по кредитам. Так на начало января 2014 года депутат Олег Михеев задолжал 181,2 млн рублей (успел внести лишь 2,7 млн рублей) и Елена Николаева, задолжавшая Сбербанку 127,3 млн рублей.
Как заявил "Известиям" первый зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Магомед Вахаев ("Единая Россия") такая поправка в закон о противодействии коррупции просто необходима.
- Раз уж мы объявили всеобщую борьбу с коррупцией, то и нам, и СМИ, и обществу в целом должно быть интересно, на что живут наши чиновники, какие у них расходы и откуда у них вообще берутся деньги. Принципиально важно знать, на что они берут кредиты, особенно в иностранных банках. Чиновник должен будет указать, на какие цели он взял кредит, как он его расходует и в состоянии ли он его вернуть. А то даже у нас в Госдуме множество примеров, когда депутаты набрали кредитов и не возвращают. А на что они их потратили – неизвестно, - отмечает Вахаев. - Это такой предварительный шаг перед ратификацией Россией статьи 20 конвенции ООН о противодействии коррупции.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что данная инициатива поможет не только определить точный доход чиновника, но и показать источники обеспечения его жизнедеятельности.
- Это последний легальный способ определить, каково реальное финансовое состояние госслужащего, - отметил он. - Необходимо знать, какие банки, в каком объеме, и главное, на каких основаниях выдавали кредит гражданину. И если человек при зарплате в 100 тысяч рублей берет кредит на сумму порядка 30 миллионов рублей это значит, что либо он живет не по средствам, либо имеет неучтенные источники дохода. И оба варианта для чиновника не слишком хороши.
Эксперты же считают, что введение еще одной нормы отчетности необходимо для предотвращения скандалов, которые негативно влияют на образ власти в обществе.
- Несмотря на то, что всем чиновникам не раз объяснялись достоинства финансовой скромности и аскетизма, многие этого не поняли и до сих пор живут на широкую ногу за счет кредитов. А возникающие отсюда публичные скандалы, это, что называется, подрыв общественных устоев. И эта мера позволит продемонстрировать эффективные методы противодействия коррупции, - подчеркнул глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов полагает, что кредитная линия – в некоторых случаях - своеобразный инструмент поощрения, а по сути та же самая взятка. При этом он отмечает, что в деле финансового контроля госслужащих есть и более важные инициативы – учет расходной части, вопросы связанные с наличием зарубежной недвижимости, а отчетность по кредитам хоть и существенный, но далеко не самый главный способ борьбы с нечестными на руку государственными служащими.