Автопроизводители вернулись к кнопкам
Технический прогресс иногда делает замысловатые витки — несколько лет назад автомобильные компании начали активно внедрять в машины сенсорные мониторы и панели, а теперь подумывают о возвращении к "олдскульным" физическим кнопкам и клавишам.
Этот тренд особенно был заметен на прошедшем в апреле автосалоне в Нью-Йорке: на ряде новых моделей автомобилей оказались привычные клавиши и "крутилки", по крайней мере, для самых часто нужных систем: радио, климат-контроля и т.п. А ведь еще совсем недавно автомобильные компании старались превратить центральную консоль машины в планшет.
Движение к сенсорности для автопроизводителей выглядело логичным, ведь потребители настолько привыкли к смартфонам и планшетам с тачкринами, что искали подобное и в машинах. Во-первых, для комфорта интерфейс в различных предметах обихода должен быть схожим, во-вторых, это действительно позволяет освободить много места на панели автомобиля, ведь функций становится всё больше с каждым годом и на каждую не сделаешь отдельный рычажок. Зачем куда-то втискивать клавиши подогрева сидений, регулировку температуры, выбор станций или треков, меню навигационной системы, подключение мобильного телефона, если можно установить красивый гладкий экран и вписать в него все нужные кнопки? Например, Cadillac со своей мультимедиа CUE с сенсорным дисплеем утверждает, что количество физических клавиш снизилось с 20 до 4.
Но оказалось, что потребители скучают по забытым кнопкам. Первой ласточкой возвращения к истокам оказалась компания Ford. Американцы, к слову, одними из первых начали использовать интерфейс самого необходимого гаджета современного человека в машине — правда, тогда речь шла об обычном мобильном телефоне. Так, на моделях 2009–2010 годов центральная консоль Ford делалась в виде телефона Nokia.
Затем у Ford, как и у многих, появились мультимедиа с сенсорным управлением — Ford MyTouch. А летом 2013 года американская марка заявила, что подумывает об отказе от тачскринов — потребители жалуются, что поиск нужных функций на дисплее отвлекает их внимание, не поддается логике, а сам монитор заторможенно реагирует на прикосновения, тем более это раздражает людей, привыкших к отзывчивости экранов смартфонов. А зимой нужно долго ждать, чтобы экран "разморозился" — и только тогда наконец включить подогрев сидений.
— Проблема контактного управления — актуальная проблема инженерной психологии. Управление сенсором с точки зрения инженерной психологии имеет большее число степеней свободы (манипулятивные операции руки и т.п. ), и вероятность ошибки и соответствующего морального ущерба увеличивается. Чего нельзя сказать в случае классической механической кнопки. Поэтому в военной технике, где имеет место ответственный выбор (противоракетная оборона и т.п.), до сих пор используется только кнопочное управление. Кроме того, кнопочное управление требует меньшей интенсивности внимания, — объяснил "Известиям" психологическую подоплеку недовольства автомобилистов кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
Недостатки есть даже у премиальных брендов, что уж говорить о бюджетных массовых автомобилях, в которых мода тоже требует впихивать тачскрины. Производители пытались решить проблемы с запутанной навигацией по сенсорному меню и отзывчивостью дисплеев, однако заметного успеха не достигли.
У последнего поколения Volkswagen Golf в дорогих версиях стоит огромный сенсорный экран, в котором скрыто управление большинством функций машины. Его отзывчивость не хуже, чем у "ретины" iPhone, под монитором запрятан датчик, реагирующий на приближение руки и заранее вызывающий всплывающие меню. Однако водители всё равно жалуется, что приходится отвлекаться от дороги. Даже в недавнем тесте "Известий" пришлось столкнуться с неудобством сенсорного управления — смена режимов движения в Seat Leon, запрятанная в тачскрине, не дает менять их во время езды.
— Технология сенсорного управления действительно еще недостаточно готова для применения на автомобилях. Отношение потребителя к автомобилю — консервативно, а требования стандартов качества довольно высоки для мира высоких технологий. Сенсорная технология еще очень сыра по меркам автопрома. Да и необходимость в ней весьма спорна, так как на консоли достаточно места для расположения надежных и подходящих для управления элементов интерфейса. Особо хочется подчеркнуть необходимость визуального контакта при использовании сенсорного управления — это еще одно слабое место данной технологии: водитель отвлекается во время движения, снижая тем самым свою безопасность и безопасность пассажиров, — рассказал "Известиям технический директор компании "Автолокатор" Дмитрий Кучеров.
Разрабатываются альтернативные способы управления мультимедиа, которые при этом были бы компактнее россыпи клавиш, — контроллер iDriveу BMW, тачпад у центрального подлокотника в Audi A8 или вовсе сочетание сенсорного монитора и шайбы, как у Mazda CX-5. Но и на них есть жалобы.
Судя по премьерам автошоу в Нью-Йорке, многие автопроизводители решили возвратиться к обычным кнопкам, хотя еще сентябрьский автосалон во Франкфурте изобиловал сенсорными мониторами. И уже непривычно смотрится обычная "крутилка" аудиосистемы в Hyundai Sonata (американская версия) 2015 модельного года, а также в Mazda CX-9, Nissan Rogue (Qashqai в России), Subaru Legacy, Toyota Highlanderи Volkswagen Passat.
Но возвращаться в простое милое прошлое автомобилестроения производители не собираются. Слишком много новых функций появилось в современных машинах помимо доброй старой магнитолы и кондиционера. Разработчики машин будущего уверены — слово за голосовым управлением системами автомобиля. Об этом говорят в компаниях Opel и Mercedes-Benz.
Голосовое управление уже существует во многих серийных машинах. Оно позволяет вызывать нужный номер из телефонной книжки (если телефон подключен к автомобилю), переключать музыкальные треки, менять температуру, однако пока еще далеко от совершенства, особенно если говорить не на английском.
Эксперты также предполагают окончательное объединение смартфона и машины.
— В будущем мультимедиа и в целом автомобиль будут управляться бортовым компьютером. Уже сейчас некоторые из функционала бортового компьютера реализовываются в концепции Connected-Car, которая позволяет автомобилю постоянно находиться в информационном облаке, центром которого является сам автомобиль: развлечения (аудио, видео, карты местности, полезные приложения), информационные сервисы за счет навигации и удаленная диагностика эксплуатационных параметров и технического состояния автомобиля телематическим сервис-провайдером, удаленное управление автомобилем с помощью мобильного приложения, — предполагает Дмитрий Кучеров из "Автолокатора".