Велосипедисты получат бесплатную юридическую помощь
Велоактивисты привлекут профессиональных юристов для предоставления бесплатных консультаций в спорных вопросах, возникающих при покупке или гарантийном обслуживании велосипедов, а также при ДТП в случае аварий с участием велосипедистов. Об этом "Известиям" рассказал инициатор проекта "Общественный велоконтроль", руководитель велосипедного движения "Русвелос" Петр Дворянкин. В связи с изменениями в Правила дорожного движения, принятыми в конце марта, ожидается рост числа велосипедистов на улицах столицы, соответственно, могут участиться случаи, при которых им потребуются консультации юристов.
— Велосипед считается полноценным видом транспорта, который всё больше и больше набирает популярность среди москвичей, особенно в преддверии лета. Однако часто велосипедисты сталкиваются с тем, что не знают, как правильно вести себя в той или иной ситуации, например когда хотят вернуть приобретенный велосипед в магазин или попадают в ДТП, — пояснил Дворянкин. — В связи с этим мы обратились к профессиональному сообществу юристов, которые согласились бесплатно консультировать велосипедистов в случае необходимости. Мы также планируем совместно проводить регулярные лекции-семинары, во время которых будут обсуждаться различные правовые аспекты.
Гендиректор агентства "Астрея", которое предоставило своих специалистов для консультации велосипедистов, Алексей Бардаков отметил, что главным спорным моментом являются ДТП с участием велосипедистов.
— К сожалению, у нас очень низок уровень юридической культуры среди населения, поэтому часто возникает много вопросов, в которых нужна консультация специалистов. Первое, что касается велосипедистов, — это взаимоотношения между ними и автомобилистами, которые на дорогах чувствуют себя увереннее и наглее и зачастую просто не воспринимают двухколесных участников дорожного движения, — сказал Бардаков. — Благодаря недавним изменениям в ПДД на дорогах будет появляться всё больше велосипедистов. При этом может возрасти и количество ДТП, с чем и будет связано большое количество обращений. Часто происходит так, что автомобилист задевает велосипедиста, видит, что он остался жив, и просто уезжает. При этом велосипеду, в отличие от автомобиля, нанесен ущерб. В этом случае велосипедист имеет право на защиту, потому что ответственность за такие правонарушения предусмотрена Административным кодексом (ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ), а в более тяжких случаях — Уголовным кодексом (ст. 264 УК РФ).
Как пояснил Бардаков, получить консультацию смогут не только москвичи, но и жители других городов.
— В экстренных ситуациях юристы смогут проконсультировать по телефону, а в основном — через электронную почту, Skype и социальные сети. Также будет предлагаться вариант участия юриста в судебном разбирательстве, но эта услуга уже будет платной, — сказал он. — В первое время работать с велосипедистами будут пять специалистов компании, если будет большое количество обращений, то штат будем расширять.
Напомним, постановлением правительства РФ от 22 марта 2014 года "О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ" вводятся новые понятия, такие как "полоса для велосипедистов", "велосипедная дорожка" и "велопешеходная дорожка", а также разъясняются новые права владельцев двухколесного транспорта.
Согласно документу, "полоса для велосипедистов" — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная специальными знаками. При этом по "дороге с полосой для велосипедистов" движение велосипедов и мопедов может происходить навстречу общему потоку транспортных средств.
Документ также вводит понятие "велосипедной дорожки" (конструктивно отделенный и от тротуара, и от проезжей части элемент дороги либо отдельная дорога), "велопешеходной дорожки" (куда допускаются пешеходы, которые могут ходить по отдельной полосе или по совмещенной с велополосой территории), "пешеходной дорожки" и "пешеходной зоны". Велосипедистам старше 14 лет разрешается ездить по велосипедной или велопешеходной дорожке, выделенной полосе, а если их нет или по ним проехать нельзя, то двигаться следует по правому краю дороги, обочине или тротуару. Маленькие велосипедисты (младше 14 лет) обязаны ездить по тротуарам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Также при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Знак "Обгон запрещен" теперь разрешает на участке его действия обгон не только мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, но и велосипедов.
Между тем куратор направления "Пешеходы и велосипедисты" Московского центра борьбы с пробками Диана Хакимова сомневается, что юридические услуги будут востребованы среди велосипедистов без грамотно организованной информационной кампании.
— Такая тема должна быть у всех на слуху, чтобы велосипедисты знали, что даже по мелким вопросам, таким как обслуживание велосипеда по гарантии, они могут бесплатно проконсультироваться у юристов, — сказала Хакимова. — За границей подобные юридические консультации не практикуются, потому что даже в городах, таких как Сан-Франциско, отношения внутри велосообществ сложились таким образом, что велосипедисты помогают друг другу самостоятельно.