Мизулина: «Запрещать суррогатное материнство бессмысленно»
Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина считает, что нельзя запрещать суррогатное материнство, однако уверена, что эту сферу необходимо сделать подконтрольной и начать регулировать. Проблемы суррогатного материнства и законодательные аспекты этой темы обсудят в Госдуме сегодня, 24 апреля. Об этом пишут Известия.
По словам Мизулиной, в российском законодательстве очень много пробелов в этой области, и они зачастую приводят к нарушению прав как суррогатной матери, так и ребенка.
— Есть случаи, и они не единичны, когда от ребенка, рожденного таким образом, отказываются как его генетические родители, так и суррогатная мать. Фактически ребенок становится сиротой, не имея ни имени, ни фамилии, — уточняет глава думского комитета.
— Суррогатная мать в современных российских реалиях фактически бесправна. Здоровье суррогатной матери не защищается, открытый вопрос — предоставляется ли ей отпуск по беременности и кому вообще он предоставляется — суррогатной матери или биологической матери. Существует и множество других проблем в этой сфере, которые не урегулированы и на практике решаются стихийно. Именно поэтому наш комитет инициирует широкую общественную дискуссию по вопросу суррогатного материнства, — пояснила необходимость широкой дискуссии Елена Мизулина.
Она также уточнила, что суррогатное материнство запрещено в очень многих странах.
— Во Франции и Германии оно приравнено к рабству, к торговле человеческим телом, вторжению в человеческую природу и даже к селекции, то есть ставится в один ряд с опытами над человеком. Практически во всех странах запрещено коммерческое суррогатное материнство (когда суррогатная мать получает деньги за вынашивание ребенка). Чаще — например, в Великобритании — суррогатной матерью может быть ближайшая родственница одного из биологических супругов, и, естественно, коммерческая основа исключена в данном случае, — рассказала "Известиям" Елена Мизулина.
Между тем в тех государствах, где суррогатное материнство всё же разрешено, существует большое количество ограничений. Так, в большинстве стран суррогатное материнство возможно только для супружеских пар, причем разнополых.
— Одинокие граждане практически во всех странах, где разрешено суррогатное материнство, не могут прибегнуть к такому методу. Оно используется как один из способов решения проблемы бесплодия. В ряде стран, например в Нидерландах, запрещены реклама и пропаганда суррогатного материнства, — говорит она.
В проекте рекомендаций, который подготовлен экспертной группой комитета по вопросам семьи, женщин и детей, содержатся предложения ограничить применение этого метода, сделать его подконтрольным обществу, чтобы суррогатное материнство применялось только как исключительная мера по решению проблемы бесплодия супружеской пары.
В документе, который предстоит обсудить экспертам, также есть пункт об ограничении применения суррогатного материнства одинокими женщинами, одинокими мужчинами, говорится о запрете коммерческого суррогатного материнства. Предлагается, чтобы суррогатной матерью могла выступать родственница одного из супругов. Есть предложение, чтобы согласие на суррогатное материнство давал специальный попечительский совет при медицинской организации, состоящий из медиков, социальных работников и представителей религиозных организаций. Предлагается, чтобы этот метод применялся только в государственных муниципальных медицинских учреждениях, а не в частных, как сейчас.
Как уточнила Елена Мизулина, большой круг вопросов связан со статусом ребенка, когда от него отказались генетические родители, с взысканием алиментов с генетических родителей в случае их отказа от ребенка в пользу суррогатных родителей. А в случае если от ребенка отказались обе стороны, необходимо прописать признание данного ребенка оставшимся без попечения родителей и возложение на родителей и суррогатную мать обязанностей по выплате алиментов в пользу государства на содержание ребенка.
Эксперты также считают, что законодательные пробелы оставляют место для шантажа ребенком.
Директор Центра репродуктивного права и этики Константин Свитнев считает, что главная задача, которую нужно попытаться законодательно решить, — это запретить суррогатным матерям прерывать беременность и тем самым убивать ребенка (если только это не продиктовано медпоказаниями). Кроме того, нужно внести в российские законы обязательство передачи ребенка генетическим родителям от суррогатной матери.
— Это нужно сделать для того, чтобы ни у одной из сторон не было возможности шантажировать друг друга, в противном случае страдает прежде всего ребенок, а этого допустить никак нельзя, — заявил Свитнев.