Слухи о сносе здания старого ж/д вокзала в Барнауле считают не соответствующими действительности
Чем-чем, а культурным наследством жители нашего края не обделены. В регионе под охраной государства находятся 128 памятников истории и культуры федерального и 4378 краевого значения. Многие стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому люди остро реагируют на малейший намёк, что могут лишиться красоты, которой привыкли гордиться.
Дым без огня?
Недавно на своей страничке в "Фейсбуке" Александр ДЕРИНГ, архитектор, руководитель творческой мастерской "Классика", разместил эскизы реконструкции привокзальной площади Барнаула, сделанные командой новосибирского "Желдорпроекта". Вместо вокзала, построенного в 1915 году и являющегося памятником архитектуры регионального значения, по проекту предлагается возвести некий многофункциональный современный комплекс.
– Информацию о возможном сносе вокзала я получил от эксперта, к которому обращались по поводу оценки для снятия со здания статуса памятника из-за ветхости. К чести этого эксперта, он отказался от предложения, – рассказал журналистам Александр Деринг. – Но если есть эскизные проработки на это место, значит, есть намерения...
Впрочем, в службе корпоративных коммуникаций ЗСЖД по Алтайскому краю от подобных намерений открестились. Да и в краевом управлении по культуре и архивному делу слухи о сносе вокзала также считают не соответствующими действительности.
– Согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" исключение из реестра осуществляется на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы в случае полной физической утраты объекта или утраты им историко-культурного значения. Техническое состояние не является основанием для исключения из списка памятников истории и культуры, – говорится в официальном ответе управления на запрос редакции.
Музеем может и не быть
Безусловно, все исторические здания не превратишь в музеи. Сегодня объекты культурного наследия находятся как в государственной (федеральной, краевой, муниципальной), так и в частной собственности, которые и несут бремя их содержания, что закрепляется охранными обязательствами. Вот только одна беда: собственники и арендаторы зачастую относятся к полученным во владение памятникам, как к обычным объектам хозяйствования.
Фасады исторических зданий по улице Льва Толстого в Барнауле, превращённой в большую торговую лавку нашего города, завешена разномастной рекламой. Это вызывало не только раздражение барнаульцев, но и претензии со стороны городских властей, которые недавно приняли решение демонтировать несанкционированную рекламу.
Один из местных банков через суд пытается оспорить предписание прекратить реконструкцию в здании, известном как магазин купца Морозова в Барнауле. Банк хочет надстроить второй этаж, ссылаясь на то, что юридический адрес здания сменился и не фигурирует в документах в связи с каким-либо особым статусом. Только памятник архитектуры, несмотря на новую прописку, остаётся всё тем же зданием XIX века!
Уже много лет находится в заброшенном состоянии комплекс бывшего сереброплавильного завода. Он разрушается, а собственник, получивший его с львиной долей городской земли, не занимается реставрацией. Более того, появились сведения, что нынешний владелец исторических земель пытается продать их участками под строительство. Это ставит под сомнение и проект создания этнографического комплекса с музеями, галереями, спортивными и рекреационными зонами, и существование самих демидовских построек XVIII века…
"Памятник" – от слова "память". Если памятники становятся тяжким бременем, значит, с памятью у нас что-то стало…