Жириновский предлагает поправки в правила защиты чести и достоинства

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский подготовил к внесению в Думу законопроект, который предусматривает обязательное личное присутствие истца и ответчика на судебных заседаниях по делам о защите чести и достоинства. Так совпало, что сам Жириновский может оказаться ответчиком по такому делу — агентство "Россия сегодня" заявило о намерении подать в суд на депутата из-за того, что он 18 апреля оскорбил беременную журналистку Стеллу Дубовицкую. Правда, лидер ЛДПР публично извинился за оскорбление и в понедельник предложил оплатить лечение спецкорреспондента (Дубовицкая в субботу попала в больницу).

Соавторами законопроекта выступили другие депутаты из фракции ЛДПР в Госдуме, Алексей Диденко, Ярослав Нилов и Михаил Дегтярев. Подготовленный ими проект (текст есть в распоряжении "Известий") предполагает изменения в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) России.

— Судебные заседания, касающиеся разбирательства, связанного с защитой чести, достоинства и деловой репутации гражданина, разбираются при обязательном личном участии истца и ответчика — такое положение планируется добавить в ст. 155 ГПК.

При этом есть оговорка, что личное присутствие истца и ответчика по таким делам необязательно в связи со смертью или признанием недееспособной одной из сторон, в случае ее участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения. Кроме того, исключение может сделать сам суд, признав причину отсутствия участника дела в качестве уважительной.

Сейчас разбирательства о чести могут проводиться вообще в отсутствие сторон.
В пояснительной записке говорится, что заседания обычно проходят без участия ответчика. Вместо него на суд приходит его представитель, к которому у истца нет никаких претензий. В подобном разбирательстве отсутствует личностный характер. Истец не может состязаться в суде с человеком, которого он в первый раз видит или с тем, кто ему ничего плохого не сделал, говорится в пояснительной записке. Таким образом, считают депутаты ЛДПР, действующее законодательство не выполняет своей функции — не решает конфликты между гражданами по вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Сегодня в большинстве исков истец требует только возмещения за моральный ущерб и лишь в некоторых случаях — публичного опровержения. Введя обязательное личное участие, государство поставит на первое место справедливость и предотвратит метаморфозу неимущественного права в инструмент для получения имущественных благ, говорится в пояснительной записке.

— Суд, наблюдая за поведением истца и ответчика, — поясняет член думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Диденко, — сможет точнее оценить, какая из сторон, участвующих в процессе, права, и на ком на самом деле лежит вина за конфликт. Cудья сможет оценить степень страдания человека, подавшего иск, учесть раскаяние ответчика и прочие нюансы, которые позволят вынести справедливое решение.

Другой автор законопроекта, депутат Михаил Дегтярев, говорит, что Владимир Жириновский всегда посещает подобные судебные заседания.

— Практика судебных разбирательств, касающихся защиты чести и достоинства, показывает: процессы становятся соревнованиями адвокатов, проводятся для галочки, для отвлечения сил и средств участников процессов, — указывает Дегтярев. — Кроме того, ходить на такие заседания нужно из уважения к суду, как это всегда делает Владимир Жириновский. Плюс ко всему во время очных процессов возможно даже публичное примирение сторон прямо в зале заседаний, что повышает уровень любви и мира вообще в обществе.

Официальной статистики относительно того, как часто истец и ответчик лично участвуют в подобных заседаниях, нет, говорят эксперты. По словам опрошенных юристов, истцы присутствуют довольно часто (примерно в 80–85% случаев), тогда как ответчики посещают такие заседания крайне редко (не более чем в 25–30% случаев). Присутствие знаменитостей на подобных судебных заседаниях тоже редкое явление, зачастую за них в суд ходят их представители. Сами же знаменитости приходят в суд для привлечения внимания прессы или по вызову судьи. Такое случается реже чем в четверти подобных случаев. Политические деятели немногим чаще посещают зал суда, чем знаменитости.

В России из принятых к рассмотрению дел о защите чести, достоинства и деловой репутации приблизительно в 45–55% случаев суд встает на сторону истца, в 5% дела прекращаются в связи с заключением мирового соглашения и в связи с отказом от иска. Примерно каждому третьему истцу, которому отказали в удовлетворении его требований в суде первой инстанции, удается добиться такого удовлетворения в судах высших инстанций.

За границей суды удовлетворяют требования истцов в 50–60% случаев. При этом за рубежом, в частности в США и в ЕС, личное присутствие сторон в подобных делах является обязательным. За неявку в зал суда на них накладывают существенные штрафы, а в США за неуважение к суду могут даже посадить в камеру на срок от нескольких часов до нескольких дней.

По словам юриста компании "Налоговик" Михаила Филиппова, судьям при вынесении решения по делам, касающимся защиты чести и достоинства, приходится балансировать на острой грани между защитой репутации и правом на свободу слова.

— В отечественной практике пока действительно нет четкого механизма, позволяющего не допустить перегибов ни в ту, ни в другую сторону, — говорит Филиппов. — Обязательное присутствие на процессе истца и ответчика в такой ситуации действительно может помочь добиться более справедливого решения, но куда полезнее в этом случае присутствие и деятельное участие грамотного юриста.

В то же время, как отмечает эксперт независимого центра "Общественная дума" Алексей Борисов, введение обязанности истца и ответчика лично присутствовать в зале суда может привести к многократному откладыванию заседаний из-за неявки одной из сторон по различным причинам.

— Более того, даже в случае присутствия истца и ответчика возможны срывы заседаний, скандалы в зале суда, перенесения заседаний и прочее. В результате процесс может затягиваться, и дела будут рассматриваться медленнее, чем сейчас, — указал Алексей Борисов.

Адвокат юридической компании "Хренов и партнеры" Алексей Долгов добавляет, что необходимость личного участия в суде может стать психологическим барьером для подачи иска пострадавшим лицом, так как мало кому будет приятно повторно встречаться с хамом, пусть даже и в суде. Кроме того, по словам адвоката, для ответчиков по иску о защите чести и достоинства личное участие в суде тоже может стать серьезным бременем — не исключено, что заведомо необоснованные иски могут стать способом шантажа.


Читайте полную версию на сайте