США отправляют на Черное море боевых дельфинов
В летних учениях НАТО на Черном море поучаствуют американские военные дельфины. Об этих планах "Известиям" рассказал представитель Военно-морских сил США Том Лапуцца, отвечающий за программу по морским млекопитающим. По его словам, это будут первые учения НАТО, в которых будут участвовать боевые дельфины. Впервые в открытом море могут повстречаться американские и российские боевые дельфины: известно, что таких дельфинов готовят только в России и США.
Дельфины прилетят в специальных ваннах
Лапуцца говорит, что учения с участием 20 дельфинов и 10 морских львов продлятся около 1-2 недель (максимально разрешенный срок пребывания стран, не имеющих выхода к Черному морю, — 21 день). На Черном море, как сообщил собеседник, американские военные дельфины протестируют новый антирадар, который предназначен для "дезориентации вражеских эхолокаторов, в то время как морские львы и дельфины ищут мины и военных водолазов".
В начале апреля украинские власти объявили, что запланировала на 2014 год восемь совместных учений со странами НАТО, включая морские. На вопрос "Известий" о причинах и поводах для визита американских дельфинов в Черное море Лапуцца ответил, что учения пройдут в рамках программы тренировки морских млекопитающих, включающую защиту кораблей и гаваней, а также обнаружение мин. Кроме того, планируется протестировать новую броню для дельфинов, разработанную профильным исследовательским центром на базе Гавайского университета.
На Украину животных доставят самолетами, оборудованными специальными ваннами, в которых животные лежат на перетяжках и поливаются водой. Так же дельфинов перевозили в 2009 году для проведения в Новой Каледонии (остров в Океании, недалеко от Австралии) учений по нахождению мин, оставшихся со Второй Мировой. Фото перелета доступны на сайте ВВС США.
По словам Лапуццы, сегодня на службе у американских военных находятся более 100 дельфинов-афалин (средней длиной около 2,5 м), калифорнийских морских львов и белух. Число "сотрудников" более чем утроилось после терактов 11 сентября 2001 года, до этого численность боевых животных достигала лишь 30 особей — в 2007 их уже 75. На базе тренируются 5 видов дельфинов и 6 видов морских львов, также есть белухи, белокрылые морские свиньи и касатки. Все они объединены в 5 команд, три из которых занимаются распознаванием мин. Несмотря на то, что основная база программы находится в Сан-Диего, животных тренируют и на других базах, одна из них располагается недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон. Свои навыки млекопитающие применяли в ходе военных операций ВМС США во Вьетнаме, Бахрейне, Ираке. В общей сложности, у базы в Сан-Диего уже более 300 "выпускников", говорит Лапуцца. В 2007 году ее бюджет составил $14 млн, в 2013-м на нее выделяли $23 млн.
Сравнить ТТХ американских и российских дельфинов на бумаге тяжело
Специальная база для изучения применения морских млекопитающих в военных целях в заливе города Сан Диего (штат Калифорния) была создана в 1967 году. В 90-е о рассекреченной программе стало известно общественности. О российской программе тренировки морских млекопитающих известно куда меньше.
— У нас нет официальных данных о российском центре, и я не могу сказать, как мы оцениваем возможности ваших дельфинов, — говорит Лапуцца. — Насколько я слышал, во времена Советского союза у них были немалые успехи.
Российский центр подготовки боевых дельфинов работает на базе Севастопольского государственного океанариума, что в Казачьей бухте в Крыму. В конце марта этого года сообщалось, что океанариум планировал возобновить тренировки по новым программам для дельфинов-афалин и морских котиков в интересах российского флота. Планировалось, что животных задействуют в поиске затонувших предметов, военной техники, боеприпасов и вражеских водолазов.
По словам одного из участников тех советских разработок по дельфинам и тренера при Научно-исследовательском центре ВМФ СССР Владимира Грудина, первые программы по тренировке дельфинов возникли, как и в США, в 1960-х годах. Грудин отметил, что изначально ученых интересовала бионика (перенесение животных принципов жизни на технику) — американская программа тоже поначалу имела целью улучшение характеристик торпед и разработку нового подводного оружия. Впоследствии эти наработки перенесли на службу во флоте и самих дельфинов.
— Мы учили дельфинов искать затонувшие предметы, такие как мины и торпеды, — отмечает тренер. — Когда американцы во Вьетнаме доказали, что дельфины могут быть использованы в нападении на диверсантов, нам предложили внести это в программу, но мы отказались — дельфины обучены играть с человеком, а не убивать его.
Том Лапуцца, впрочем, подчеркивает, что млекопитающие американского центра не нападают на людей — напротив, в рамках программы тренировок их учат спасать людей, помимо основной специализации (поиск мин и водолазов).
Грудин рассказал, что работы по бионике продолжались до начала 90-х: ученые проводили исследования слухового анализатора и пытались изобрести гидролокатор, который преобразует обнаруженные сонаром дельфина подводные цели в сигнал на монитор оператора. По словам начальника лаборатории морских млекопитающих Карадагского природного заповедника Михаила Полякова, этот проект стал нерентабельным и его закрыли в конце 80-х. В 1989 году была приостановлена и в целом военная программа по морским млекопитающим, а с переходом под юрисдикцию Украины дельфинов стали использовать в мирных, лечебных целях. Сколько всего дельфинов и морских котиков прошло через военные подготовки во времена СССР, ученым не известно. По неподтвержденным данным, впоследствии часть дельфинов стали "иранскими наемниками" — переведена для охраны Персидского залива в Иран в 2000 году, вместе с тренером океанариума Борисом Журидом.
Севастопольский океанариум вернулся к советским программам тренировок в 2012 году. Сообщалось, что животных учили атаковать подводных диверсантов и корабли, для этого на голове дельфина крепился нож или пистолет. Впоследствии возобновились и тренировки по поиску военных предметов под водой, началась разработка новой боевой экипировки животных.
— Если бы Крым не присоединился к России, в апреле база была бы закрыта из-за недостатка финансирования, — сообщил "Известиям" Михаил Поляков. По его мнению, с переходом океанариума в ведение России советские исследования в полной мере должны возобновиться.
Насколько подходит черноморская вода океанским дельфинам
Как отметил Лапуцца касательно транспортировки дельфинов и морских львов, "здесь нет причин для беспокойства, так как они находятся под защитой закона об охране морских млекопитающих".
Тем не менее, американским дельфинам будет некомфортно, поскольку воды Черного моря в два раза менее соленые, чем Тихий океан, уверен завлабораторией биогидрохимии Института океанологии Петр Маккавеев. По словам специалиста, попадание дельфинов в море с уровнем соли еще ниже, чем в Черном, может привести к их слепоте (например, речь об Азовском или Каспийском море). Кроме того, вести работу в Черном море они смогут лишь летом — осенью, как отмечает ученый, температура моря падает ниже 18-20 градусов тепла, что сказывается крайне негативно на тихоокеанских афалинах.
Неволю дельфины переносят хуже остальных животных, уверена президент Центра защиты прав животных "Вита" Ирина Новожилова. По ее мнению, проведение научных экспериментов с дельфинами по определению неправомерно.
— Дельфины перемещаются в природе за счет эхолокации — отражения звуковых сигналов от поверхностей, поэтому неволя для них крайне тяжела, — говорит правозащитник.
По данным ее Центра, ежегодно в мире 26% подопытных животных используется в фундаментальных научных исследованиях, в том числе военных. "Вита" с 1994 года принимает активное участие в борьбе против подобных исследований, за последние несколько лет его 3 тысячам активистов удалось изменить условия содержания дельфинов в Белгороде, Хабаровске и Санкт-Петербурге, в 12 российских вузах заменить опыты на животных гуманными альтернативами.
С исследованиями ученых не согласны и в Международном фонде защиты животных. Как поясняет руководитель программ Фонда Анна Филиппова, процент отловленных для военных экспериментов животных с каждым годом растет. К примеру, квота на отлов белух, также используемых на базе в Сан-Диего, с 2000 года увеличилась более чем на 700%, достигнув в 2014 году цифры в 320 особей в год. Фонд работает в России с 1994 года и более всего известен своими протестами против отлова белька гренландского тюленя в Белом море.