Минобрнауки заняло первое место по неэффективности работы
Счетная палата РФ проверила федеральные ведомства в рамках экспертно-аналитического мероприятия по анализу эффективности использования бюджетных средств, направленных на осуществление федеральными органами исполнительной власти собственных полномочий (отчет есть в распоряжении "Известий"). В результате аудиторы пришли к заключению, что Министерство образования и науки стало своеобразным чемпионом среди остальных ведомств по количеству неразработанных нормативных актов, регламентирующих ключевые вопросы отрасли. Иными словами, Минобрнауки не исполнило свои законодательно установленные полномочия — чиновники из ведомства, согласно результатам отчета, не приняли 19 нормативно-правовых актов, которые необходимы для полноценной работы сферы образования и науки.
На втором месте после Министерства образования и науки идет Министерство культуры — специалисты из ведомства Владимира Мединского не разработали 18 необходимых нормативно-правовых актов — 18,3% от количества предусмотренных. Например, "из 10 целевых индикаторов проекта "Развитие библиотечного дела", ответственным исполнителем которого является Минкультуры, плановые целевые показатели не были достигнуты по 5".
Министерством спорта не приняты 9 нормативных документов — 13,4%.
В пресс-службах министерств "Известиям" материалы проверок оперативно прокомментировать не смогли.
Кроме того, согласно отчету, федеральными органами исполнительной власти по состоянию на 1 января 2013 года разработано 130 административных регламентов исполнения контроля и надзора (72,2%) и 381 административный регламент по предоставлению государственных услуг (62,1%). Анализ сайта госзакупок показал, что разделы сайта по МЧС России, ФМС России и ФСТЭК России содержат ссылки на административные регламенты, утратившие силу.
— На втором месте после Министерства образования идет Министерство культуры. Ведомства фактически не исполнили свою основную функцию — и с этим надо разбираться, — пояснил "Известиям" собеседник в Счетной палате.
В частности, представителями Минобрнауки не был разработан ряд ключевых документов: порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки. До сих пор не установлен порядок предоставления специальных государственных стипендий для получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, включая стипендии для обучения за рубежом, а также порядок присуждения премий президента РФ и премий правительства РФ в области образования, науки и техники.
Согласно заключению аудиторов, Министерство образования не разработало административный регламент по исполнению государственных функций контроля (надзора). В нарушение п. 4 постановления правительства РФ от 16 мая 2011 года "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", 42,9% регламентов Минобрнауки не были размещены в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Госуслуги, предоставляемые Минобрнауки, не размещены в Федеральном реестре государственных услуг (функций). Субсидии бюджетным учреждениям Минобрнауки выделялись без достаточных обоснований расходов на выполнение государственных заданий.
Анализ информации об индикаторах проектов показал, что из 50 целевых индикаторов проекта "Развитие дошкольного и общего образования", ответственным исполнителем которого является Минобрнауки, плановые целевые значения не были достигнуты по 22 индикаторам. По проекту "Комплексная модернизация профессионального образования" (ответственным исполнителем которого также является Минобрнауки) по индикатору "Удельный вес численности студентов вузов очной формы, обучающихся за счет предоставленных образовательных кредитов (включая сопутствующие), от общей численности студентов вузов", фактическое значение составило 1% при плановом значении 2,5%.
Глава профильного думского комитета по образованию Вячеслав Никонов ("Единая Россия") подтвердил, что не всегда сроки по разработке нормативно-правовых актов соблюдаются, часто приходится их продлевать.
— Не всегда эти сроки соблюдаются, в том числе министерством. Ничего смертельного пока что не происходило из-за этого. У нас много следящих органов, есть и инструменты парламентского контроля. Порой разные бывают обстоятельства, часто у нас задерживают заключения правительства по законопроектам, мы часто продлеваем сроки и так далее. Когда-то поторапливаем. Сейчас мы готовим документ по образовательной системе Крыма и просим до второго чтения дать проекты подзаконных актов. Чтобы можно было рассмотреть. Потом закон вступит в силу, а подзаконные акты будут дольше разрабатываться, — добавил он.
В ноябре 2013 года Министерство образования и науки срывало сроки подготовки нормативных документов, определяющих формы дипломов и аттестатов о присвоении ученого звания, технические требования к ним, а также порядок их оформления и выдачи. Тогда за помощью к вице-премьеру Ольге Голодец обратился депутат Госдумы Владимир Бурматов. Единоросс попросил Голодец разобраться в сложившейся ситуации, благодаря чему был ускорен процесс разработки документов и не допущен срыв подготовки нормативных актов.
В этот раз Владимир Бурматов также направил запрос на имя вице-премьера Ольги Голодец (есть в распоряжении "Известий") с перечислением недостатков, которые были выявлены Счетной палатой, и попросил обеспечить контроль за оперативным устранением недостатков.
— Если так и дальше будет продолжаться и министерство будет системно не исполнять свои функции, то у правительства не останется выбора — и Минобрнауки придется разделить на две части. Чтобы одна его часть занималась вопросами образования, а вторая его часть, например агентство по науке, уже полноценно занималась вопросами науки. Надо подумать о передаче всех функций, связанных с развитием науки, в агентство и о его укрупнении и появлении там профессиональных людей, которые могли бы этим заниматься. Ливанов все полномочия не тянет, — заявил "Известиям" Бурматов. — То, что не сделано, — это ключевые вопросы — научная база не разработана. Тогда возникает вопрос, чем Министерство образования занимается?
Глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина рассказала "Известиям", что Совет Федерации также следит за деятельностью Минобрнауки.
— Не более как месяц назад я информировала Совет палаты о том, что принятие нормативно-правовых актов идет в строго установленном порядке и мы осуществляем мониторинг. Если что-то изменилось, то мне придется посмотреть и разобраться, — добавила она. На момент публикации представители Минобрнауки комментарий не предоставили.