"Le Monde": Россия — экономический карлик
ИноСМИ).
Как бы то ни было, вполне вероятно, что Москва предпочтет удерживать захваченные позиции и воздержится от продвижения на Украине. Кремль попросту не может позволить себе дальнейшее ухудшение международной ситуации: первой жертвой стала бы российская экономика.
Политический и военный хаос повлек бы за собой тяжелейшие последствия для России: потоки беженцев у ее границ, потери для банков, усиление оттока капиталов, спад экспорта на Украину (1,5% ее ВВП).
Ухудшение отношений с Западом
Кроме того, в таком случае ее ждет серьезное ухудшение отношений с Западом и в первую очередь с Европейским Союзом (США тут играют куда меньшую роль, потому что объемы торговли с ними минимальны). Инвестиционные проекты могут быть отменены, а над экспортом российского газа и нефти нависнет угроза эмбарго (пример Ирана уже доказал пугающую эффективность таких мер).
Торговые отношения России и ЕС отнюдь не симметричны: для Москвы они намного важнее, чем для ее европейских партнеров. Экспорт в ЕС дает 12% российского ВВП, тогда как на европейский экспорт в Россию — менее 1% ВВП Евросоюза.
Прямые иностранные инвестиции ЕС в Россию каждый год составляют 1% российского ВВП при том, что на российские инвестиции приходится 0,1% европейского ВВП. Остановка этих финансовых потоков серьезно бы отразилась на платежном балансе России.
Угроза
Самая очевидная угроза — это отказ от импорта российского газа в ЕС. На него приходится всего 25% от российского экспорта энергоносителей, но эмбарго лишило бы страну 2% ВВП.
Дело в том, что в отличие от нефти российский газ нельзя быстро перенаправить в сторону Азии. Кроме того, Европа может заменить его на другие источники энергии без слишком высоких затрат (порядка 0,2% ВВП, если цены на нефть не пойдут в гору). Тем более что после зимы потребление газа в Европе падает вдвое, а США могут помочь ей, дав добро на экспорт собственного газа.
К тому же, даже если отойти от санкций, рынки все равно играют роль регулятора. Современная Россия по-настоящему интегрирована в мировую систему, тогда как Советский Союз существовал изолированно от нее.
После недавних событий индекс московской биржи рухнул, утянув за собой вниз и рубль. С середины февраля по середину марта российская валюта потеряла 4% по отношению к доллару, а если рассматривать ситуацию с 1 января, то и все 7%. Инфляция при этом все равно остается высокой и выходит за рамки установленных Центробанком 5-6%. Падение курса рубля только усилит ее. Именно в таком ключе и нужно понимать новость о повышении ставки рефинансирования. Параллельно с этим стоимость внешнего долга (он выставляется в долларах) возросла на рынках на 100 пунктов...
Опасность рецессии
Короче говоря, рост напряженности сопровождается усилением рыночных рисков и ухудшением финансовых условий. Отметим, что, по словам одного представителя российской власти, отток капиталов из страны за первый квартал составил 60 миллиардов долларов против 12 миллиардов за аналогичный период прошлого года. В таких условиях уже ослабленная Россия может погрузиться в рецессию.
В целом, дела в российской экономике уже обстоят не лучшим образом: средние показатели экономического роста находятся на отметке в 1,6% с 2012 года, против 4,7% в 2010-2011 годах и более 7,5% в период с 2003 по 2007 год. То есть, до 5%, которые обещал президент Владимир Путин во время выборов 2012 года, сейчас еще очень далеко.
Недавние реформы (сокращение налогообложения энергетического сектора, привлечение иностранных инвестиций, укрепление доверие к бюджетной и валютной системам, повышение эффективности управления государственными предприятиями, реформа пенсионной системы...), безусловно, представляют собой шаг в правильном направлении.
Внутренний рейтинг
Тем не менее, правительству нужно пойти гораздо дальше в преобразованиях, если оно хочет справиться со структурными слабостями страны: сильнейшей зависимостью от нефти и природного газа (67% экспорта, 50% бюджетных поступлений), слабостью прав собственности, вмешательством государства, неустойчивостью системы долгосрочных займов, старением добывающего оборудования и демографическим спадом (за 20 лет население уменьшилось на 5%). Одной из самых болезненных тем до сих пор остается и коррупция: Россия занимает 127 место в списке НКО Transparency International.
Высокие рейтинги Путина внутри страны после 15 лет во власти связаны главным образом с относительным экономическим подъемом России в 2000-х годах. 1990-е навсегда запомнились людям депрессией, упадком, гиперинфляцией и дефолтом 1998 года.
Как бы то ни было, залогом такого подъема стало "везение": цена барреля нефти на мировом рынке находилась у отметки в 10 долларов в тот момент, когда Владимир Путин встал у руля государства. Поэтому сегодня он попросту не может позволить себе серьезного ухудшения положения дел в экономике. От этого зависят его авторитет и доверие к нему со стороны населения и олигархов.
Читайте полную версию на сайте
Как бы то ни было, вполне вероятно, что Москва предпочтет удерживать захваченные позиции и воздержится от продвижения на Украине. Кремль попросту не может позволить себе дальнейшее ухудшение международной ситуации: первой жертвой стала бы российская экономика.
Политический и военный хаос повлек бы за собой тяжелейшие последствия для России: потоки беженцев у ее границ, потери для банков, усиление оттока капиталов, спад экспорта на Украину (1,5% ее ВВП).
Ухудшение отношений с Западом
Кроме того, в таком случае ее ждет серьезное ухудшение отношений с Западом и в первую очередь с Европейским Союзом (США тут играют куда меньшую роль, потому что объемы торговли с ними минимальны). Инвестиционные проекты могут быть отменены, а над экспортом российского газа и нефти нависнет угроза эмбарго (пример Ирана уже доказал пугающую эффективность таких мер).
Торговые отношения России и ЕС отнюдь не симметричны: для Москвы они намного важнее, чем для ее европейских партнеров. Экспорт в ЕС дает 12% российского ВВП, тогда как на европейский экспорт в Россию — менее 1% ВВП Евросоюза.
Прямые иностранные инвестиции ЕС в Россию каждый год составляют 1% российского ВВП при том, что на российские инвестиции приходится 0,1% европейского ВВП. Остановка этих финансовых потоков серьезно бы отразилась на платежном балансе России.
Угроза
Самая очевидная угроза — это отказ от импорта российского газа в ЕС. На него приходится всего 25% от российского экспорта энергоносителей, но эмбарго лишило бы страну 2% ВВП.
Дело в том, что в отличие от нефти российский газ нельзя быстро перенаправить в сторону Азии. Кроме того, Европа может заменить его на другие источники энергии без слишком высоких затрат (порядка 0,2% ВВП, если цены на нефть не пойдут в гору). Тем более что после зимы потребление газа в Европе падает вдвое, а США могут помочь ей, дав добро на экспорт собственного газа.
К тому же, даже если отойти от санкций, рынки все равно играют роль регулятора. Современная Россия по-настоящему интегрирована в мировую систему, тогда как Советский Союз существовал изолированно от нее.
После недавних событий индекс московской биржи рухнул, утянув за собой вниз и рубль. С середины февраля по середину марта российская валюта потеряла 4% по отношению к доллару, а если рассматривать ситуацию с 1 января, то и все 7%. Инфляция при этом все равно остается высокой и выходит за рамки установленных Центробанком 5-6%. Падение курса рубля только усилит ее. Именно в таком ключе и нужно понимать новость о повышении ставки рефинансирования. Параллельно с этим стоимость внешнего долга (он выставляется в долларах) возросла на рынках на 100 пунктов...
Опасность рецессии
Короче говоря, рост напряженности сопровождается усилением рыночных рисков и ухудшением финансовых условий. Отметим, что, по словам одного представителя российской власти, отток капиталов из страны за первый квартал составил 60 миллиардов долларов против 12 миллиардов за аналогичный период прошлого года. В таких условиях уже ослабленная Россия может погрузиться в рецессию.
В целом, дела в российской экономике уже обстоят не лучшим образом: средние показатели экономического роста находятся на отметке в 1,6% с 2012 года, против 4,7% в 2010-2011 годах и более 7,5% в период с 2003 по 2007 год. То есть, до 5%, которые обещал президент Владимир Путин во время выборов 2012 года, сейчас еще очень далеко.
Недавние реформы (сокращение налогообложения энергетического сектора, привлечение иностранных инвестиций, укрепление доверие к бюджетной и валютной системам, повышение эффективности управления государственными предприятиями, реформа пенсионной системы...), безусловно, представляют собой шаг в правильном направлении.
Внутренний рейтинг
Тем не менее, правительству нужно пойти гораздо дальше в преобразованиях, если оно хочет справиться со структурными слабостями страны: сильнейшей зависимостью от нефти и природного газа (67% экспорта, 50% бюджетных поступлений), слабостью прав собственности, вмешательством государства, неустойчивостью системы долгосрочных займов, старением добывающего оборудования и демографическим спадом (за 20 лет население уменьшилось на 5%). Одной из самых болезненных тем до сих пор остается и коррупция: Россия занимает 127 место в списке НКО Transparency International.
Высокие рейтинги Путина внутри страны после 15 лет во власти связаны главным образом с относительным экономическим подъемом России в 2000-х годах. 1990-е навсегда запомнились людям депрессией, упадком, гиперинфляцией и дефолтом 1998 года.
Как бы то ни было, залогом такого подъема стало "везение": цена барреля нефти на мировом рынке находилась у отметки в 10 долларов в тот момент, когда Владимир Путин встал у руля государства. Поэтому сегодня он попросту не может позволить себе серьезного ухудшения положения дел в экономике. От этого зависят его авторитет и доверие к нему со стороны населения и олигархов.
Оригинал публикации: La Russie, un nain économique