Украина хочет подорвать обороноспособность России: СМИ
Каждый день новостные ленты приносят сообщения о разнообразных санкциях, принимаемых в отношении России за ее позицию в украинском политическом кризисе и "посягательство на территорию соседнего государства". Ответные меры не заставили себя ждать. Какие-то из них нелепые и смешные, но есть и серьезные продуманные ходы, - пишет Игорь Петров на km.ru.
Из разряда веселых санкций: Арсению Яценюку, а также Бараку Обаме и прочим международным ястребам запретили вход в сотни ресторанов, баров, ночных саун, интим-магазинов, салонов связи и торговых центров на всей территории России, включая даже магазин школьной одежды в Горном Алтае. Также им ни за что не попасть на премьеру Забайкальского драматического театра в Чите.
Но есть предложения, над которыми оппонентам стоит призадуматься. Премьер Дмитрий Медведев обещает "украинским коллегам" пересмотреть условия сотрудничества в области аграрного бизнеса в рамках действующих правил Всемирной торговой организации, если они выйдут из СНГ либо подпишут договор об ассоциации с Евросоюзом.
А председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил, что крупнейшие банки РФ начали консультации по созданию национальной платежной системы. По словам Костина, ее можно создать за пару месяцев. Тогда Visa и MasterCard уже не смогут трепать нервы сотням тысяч российских клиентов и сами понесут весьма значительные финансовые потери.
За спиной западных покровителей осмелели украинские политические деятели новой волны. Вице-премьер "незалежной" Виталий Ярема объявил, что Киев прекращает военное сотрудничество с Россией. Но не совсем...
"Принято решение не поставлять вооружение и военную технику на территорию РФ", – сообщил он. Но тут же оговорился, что в Россию идет до 40% продукции украинского ВПК, поэтому мгновенно прекратить экспорт невозможно, иначе без работы останутся тысячи высококвалифицированных рабочих.
Можно, конечно, вволю посмеяться над такими "действенными мерами", когда хочется побольнее ущипнуть, но страшно за последствия. Однако в Киеве придумали, как досадить Москве и не останавливать свои заводы.
"Это вопрос, которым мы ежедневно занимаемся, чтобы перенаправить экспортные возможности нашего ВПК в другие страны, в частности, на восточные рынки", – заявил Ярема.
Могут ли украинские власти на самом деле наказать Россию, отказавшись от военного сотрудничества? Надо разобраться.
После развала Советского Союза в 1991 году Киеву достались десятки оборонных институтов и КБ, крупных предприятий, способных выпускать вполне конкурентоспособную продукцию для авиационно-космических, сухопутных и морских сил. Но Украина не стала заметным игроком на международном рынке вооружений: ее доля составляет лишь около 1% в общем объеме поставок. В разные годы на экспорт шли оружие и военная техника то на 200 миллионов долларов, как в 1996 году, то на 1,3 миллиарда долларов, как в 2012 году.
Почему такой разброс объемов? Потому что ни один из украинских президентов не смог организовать действенный контроль за производством и поставками вооружений. Правда, в 1996 году было образовано объединение "Укрспецэкспорт". По идее, оно является монополистом в отношениях с крупнейшими получателями украинской военной техники – Пакистаном, Китаем, Алжиром, Азербайджаном, Индией, Грузией, Йеменом, Ливией и Россией. Но, несмотря на наличие на бумаге единого контролирующего органа, сверхдоходный военный экспорт является вотчиной соперничающих промышленных кланов, которые без зазрения совести растаскивают, воруют полученную прибыль. Побочным эффектом творящегося коррупционного безобразия стало постоянное участие Украины в крупных международных скандалах, связанных с незаконной поставкой оружия или с неисполнением контрактов.
Из числа последних таких историй – отказ Ирана летом 2013 года принимать 42 украинских БТР-4, которые поставлялись в рамках соглашения на 556,5 миллиона долларов. Член комиссии по безопасности и обороне парламента Исламской Республики Шиван Мухаммед Таха напрямую обвинил Украину в жульничестве.
"Расследование в отношении поставок Украиной оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка 100 машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет", – отметил Мухаммед Таха. По его словам, в ходе расследования было установлено, что все поставленные БТР "очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации".
Боевые машины даже не стали выгружать на берег, а транспортный корабль, их доставивший, отправили обратно. Теперь эти БТР стоят на вооружении украинской армии.
А эпопея с сухогрузом "Фаина", который в сентябре 2008 года был захвачен сомалийскими пиратами! Судно везло 33 украинских танка Т-72 неизвестному заказчику. Как потом выяснилось, все танки в обход санкций ООН предназначались для поставки в Южный Судан. Были скандалы и с незаконной продажей оружия и военной техники Грузии, Китаю, Ирану, тамильским сепаратистам и конголезским повстанцам.
Проблема коррупции в украинском экспорте вооружений хорошо известна вице-премьеру Виталию Яреме. Поэтому на своей пресс-конференции он подчеркнул, что теперь, при новой власти, все будет по-честному.
"Мы хотим перепрофилировать эти предприятия на изготовление вооружения военного образца для украинской армии: ведь нам необходимы новейшие технологии, новая техника. Танки у нас прекрасные, БТРы – прекрасные; единственное, что нужно взять это все под контроль, чтобы не расхищались деньги", – отметил Ярема.
Похожие слова говорили все украинские президенты и премьер-министры со времен обретения независимости, однако страна оказалась на грани дефолта во многом из-за чудовищного разгула коррупции. Сомнительно, что новым властям удастся быстро переломить ситуацию. Во всяком случае, пока этого ничто не предвещает.
Рассказал Ярема и о так называемой продукции двойного назначения, опять же в связи с Россией.
"Что касается продукции двойного назначения, то мы еще не определились, потому что это может очень сильно ударить по экономике Украины и продукция двойного назначения не является продукцией прямого военного использования", – сообщил он.
В качестве примера выпуска такой продукции Виталий Ярема назвал запорожский завод "Мотор Сич", выпускающий вертолетные двигатели. Причем их можно устанавливать как на военные, так и на гражданские машины. Двигатели действительно хорошие, разработанные во времена позднего СССР. В России их ставят практически на все типы вертолетов: Ми-8АМТ, Ми-17, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-32, Ка-50, Ка-52.
Возникнут ли трудности у российских вертолетостроителей, если Украина вдруг перестанет поставлять силовые установки? Да, конечно, проблемы будут. Но Виталий Ярема тут же признал, что еще хуже придется украинскому предприятию, потерявшему выгодного во всех отношениях заказчика.
"Нам нужно не прекращать деятельность завода, а наоборот, развивать. Единственное, что Россия закупает эти двигатели для каких-то потребностей, а потом ставит на военное вооружение. Здесь есть нюансы, которые необходимо урегулировать", – заявил он.
Тут украинский вице-премьер, конечно, лукавит. Всем известно, что новейшие российские вертолеты Ка-50 "Черная акула", Ка-52 "Аллигатор" – исключительно боевые машины, пассажиров они не возят и сельскохозяйственные угодья не опрыскивают. Что тут Ярема собрался регулировать – непонятно.
А производство вертолетных двигателей ТВ3-117, ТВ7-117 и ВК-2500, о которых говорил вице-премьер, весьма успешно осваивается на заводе "Климов" под Санкт-Петербургом, причем уже в модернизированных вариантах. И недружественная акция украинской стороны только подстегнет эту работу. В настоящее время корпорация "Вертолеты России" закупает на Украине около 250-270 двигателей в год и 200 – у "Климова". К 2015 году питерский завод планирует выйти на проектную мощность – 600 двигателей. Кто тогда останется в проигрыше – совершенно понятно.
По всему выходит, что не получится у Киева ослабить Вооруженные Силы России.