Госорганам разрешат не публиковать бюджетные законопроекты
По информации "Известий", Министерство экономического развития после долгих дискуссий с федеральными органами исполнительной власти решило внести изменения в порядок раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденный постановлением правительства в августе 2012 года. Согласно действующему постановлению, федеральные органы исполнительной власти обязаны размещать проекты нормативных правовых актов и результаты их общественного обсуждения на своих официальных сайтах и сайте regulation.gov.ru. Ответственным за проведение этой работы было назначено Минэкономразвития.
— За время работы и эксплуатации системы раскрытия информации (с 2012 года) по итогам ее практического применения Минэкономразвития России был накоплен перечень вопросов и необходимых уточнений, решение которых и отражено в предлагаемых изменениях. Изменениями уточняется процедура размещения федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, а также корректируется работа системы раскрытия информации в целях упрощения пользования ею как разработчиками актов, так и участниками общественных обсуждений, а также улучшения практики реализации постановления, — рассказали "Известиям" в Минэкономразвития.
Обсуждение данного вопроса также подтвердил министр по связям с Открытым правительством Михаил Абызов. По словам министра, решение Минэкономразвития в корне расходится с майскими указами президента, в которых был намечен курс на формирование открытости и прозрачности государственных структур.
—Тема внесения изменений в 851 постановление правительства касательно уточнения процедур публичного обсуждения проектов документов действительно обсуждалась с Минэкономразвития. Я не согласен с предложениями Минэкономразвития, направленными на ограничение списка документов. Сам факт публикации и предварительного оповещения заинтересованных сторон о разрабатываемом документе принципиально важен. Это важно для бизнеса, общественных организаций, СМИ и так далее, — говорит министр.
Сейчас, согласно законодательству, публикации не подлежат только проекты документов содержащих сведения о государственной тайне и сведения конфиденциального характера, проекты технических регламентов, административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
— Практика реализации 851-го постановления правительства (регламентирует порядок раскрытия проектов нормативных актов) показала, что механизм сбрасывания проектов в интернет и имитация общественного обсуждения — неэффективны, — добавил Абызов. — Чтобы общественно значимые документы прошли через фильтр общественного обсуждения, необходимо применять дополнительные механизмы. Предложения по этому вопросу правительство уже подготовило и передало президенту еще в январе. Как только они будут рассмотрены президентом и будут даны соответствующие указания, мы приступим к этой работе.
Согласно будущим поправкам, федеральные органы исполнительной власти смогут не предавать публичности проекты федеральных законов, которые подлежат внесению правительством в Госдуму одновременно с проектами законов по федеральному бюджету или исполнению программ внебюджетных государственных фондов. Таким образом, если законопроект завязан на формировании бюджета, то его можно будет не публиковать. Также в тени останутся проекты актов, регулирующие бюджетные правоотношения между ведомствами или органами власти.
Вне публичной огласки останутся проекты документов о заключении, прекращении или приостановлении действий международных договоров России или бумаги о намерении отказа от участия в международном проекте.
Военная и террористическая тематики также не остались без внимания. Теперь проекты нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами или проекты актов в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения также останутся под замком. Это касается и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и ее развития.
Проекты актов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации мероприятий по борьбе с терроризмом, будут публиковаться уже после их окончательного составления.
В случае если правительство или премьер-министр дали поручения по разработке проекта документа в течение 20 дней, то такой документ также может не выноситься в публичное пространство.
— Вполне очевидно, с чем это связано. Сегодня ситуация внутри страны и на международной арене достаточно сложная. Понятно, что эти изменения предлагаются для того, чтобы создать режим более ответственного принятия решений и организовать более продуманный механизм составления правительственных актов, — считает политолог и профессор факультета политологии МГИМО Елена Пономарева.
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко поддерживает свою коллегу.
— Такие шаги — в общей логике того, что связно с охлаждением наших отношений с западной стороной. Поэтому в эти списки и попали документы по международным проектам или по той же самой атомной энергетике. Надо, чтобы не навредить делу, закладывать долгие периоды внутриотраслевого обсуждения проектов между профессиональными ассоциациями и игроками рынка. И надо избежать возможности уязвимости проектов в области точечного лоббистского воздействия со стороны игроков рынка, — говорит Минченко.