Пока Киев просит Запад о помощи, другие столицы решают судьбу «незалежной»
Запад обеспокоен сосредоточением крупных группировок российских войск на границе с Украиной. На прошлой неделе военная разведка США даже предупредила членов Конгресса о возможном вторжении нашей армии в юго-восточные области этой страны, а комитет по вооруженным силам США направил президенту Обаме доклад, в котором в качестве зон действия нашей армии значились уже и Приднестровье с Прибалтикой. В документе проводилась аналогия между нынешними учениями российской армии у границ Украины и маневрами войск перед операциями в Чечне и Грузии. И хотя ранее Владимир Путин, а потом и министр обороны Сергей Шойгу на встрече со своим коллегой из Америки Чаком Хейгелом ясно заявили, что исключают действия российских войск на Украине, на Западе поняли, что шутить с Россией вряд ли стоит. Об этом пишет СП.
Можно сказать, что после воссоединения Крыма с Россией Западу не осталось ничего, как пытаться найти с Москвой компромисс. Россия предлагает вполне четкий и логичный план: федерализация Украины, гарантии русскоязычным жителям страны, разблокирование дружественного нам Приднестровья. Такой порядок действий предложил, в частности глава российского МИД Сергей Лавров на встрече в Париже в понедельник со своим коллегой из США Джоном Керри. Похожие предложения в тот же день озвучил и Владимир Путин в телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель. Переговоры Москва ведет в ситуации, когда у нее на руках практически все козыри.
Тем временем, в самой "незалежной" продолжает нарастать истерия. Один из кандидатов в президенты Украины Юлия Тимошенко призвала ЕС и США начать более активное военное сотрудничество с новыми властями. По ее словам, если Запад не поможет, то можно будет ожидать "дюжину новых Крымов". Называющий себя исполняющим обязанности президента Украины Александр Турчинов даже внес в Верховную Раду законопроект, предусматривающий ввод в страну военных НАТО.
Правда, Запад на мольбы о помощи из Киева отреагировал несколько странно. Напрямую не отказал, но и помощь послал такую, что ее иначе как издевательской не назовешь. Президент США распорядился выделить в поддержку армии "молодой демократии" 330 тысяч сухих пайков общей стоимостью в 3 миллиона долларов. Фактически, этот вклад в укрепление обороноспособности Украины равносилен тому, что делают некоторые патриоты этой страны, которые отсылкой СМС-сообщений перечисляют своему Минобороны по пять гривен. Понятно, что ни сухими пайками (которые уже активно продаются в интернете), ни присланными гривнами аргументы России не умалить.
Это можно сделать только дипломатическим путем. Причем без участия украинских политиков. Сайт Ангелы Меркель сообщает, что, якобы, Путин согласился на отвод российских войск от украинских границ. Правда, сайт Кремля эту информацию не подтверждает. Зато сообщает о некотором взаимопонимании, что удалось достичь главам двух государств по поводу заблокированного ныне Приднестровья.
Как говорит заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке Павел Золотарев, на ход нынешних переговоров России с Западом действительно могли подействовать аргументы в виде наших войск у украинских границ. Резкость доклада, представленного Обаме на прошлой неделе, имела под собой основания.
– Военная разведка оценивает только военные возможности, но не прогнозирует политические решения. В США наблюдают за нашими учениями, рассчитывают возможности по переброске войск. И констатируют, что у России есть силы для входа на юго-восток Украины и другие регионы.
"СП": – Возможно, что США просто ведут информационную войну?
– Скорее всего, военная разведка оценивает гипотетические варианты, коих множество. Если в Приднестровье уже был референдум, где больше 90% высказались за вхождение в Россию, то вариант переброски войск туда гипотетически можно рассматривать. В Прибалтике есть притеснения русских, поэтому пишут и про нее. Военные дают оценку. Но ее надо рассматривать в отрыве от политических намерений.
"СП": – Разведка США уже сделала ошибку, когда 27 февраля выступила с прогнозом, что Россия не предпримет активных действий в Крыму.
– На момент доклада было видно, что Россия вряд ли вмешается. Но ситуация стала развиваться лавинообразно, "Правый сектор" начал активность. Разведка США дала правильный прогноз в прежней ситуации. Но ситуация изменилась. И не в России, а в самой Украине.
Бывший командующий Сухопутными войсками РФ, генерал армии Владимир Болдырев считает, что сил у нашей страны достаточно почти для любых планов. Но кроме военной силы есть и политический разум.
– Чисто технически российские войска могут войти на Украину. Но с политической точки зрения ввод наших войск маловероятен. Нужны очень веские основания для такого шага. Это первая мечта Америки – втянуть нас в войну, сделать вторую Сирию у наших границ.
Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин тоже полагает, что пока ни о каком вводе войск в другие страны речь не идет.
– Должна сложиться чрезвычайная ситуация, которая потребует ввода миротворческих сил. Скажем, если политика украинских властей обернется кровавыми столкновениями между русскими и бандеровцами. Тогда у России будут основания для вмешательства.
"СП": – Но американцы не будут смотреть на это безучастно.
– Последние несколько десятилетий американцы показали, что понимают только силу. Для них право не имеет никакого значения. Если они не чувствуют сопротивления, то могут делать всё, что вздумается. Противостояние между Россией и Западом всегда было. Но горячей фазы им не нужно. У них много внутренних социальных проблем. Сильная Россия одновременно станет центром силы, который станет местом притяжения для всё большего числа стран и народов.
Последние несколько дней показывают, что силу на Западе действительно уважают. По крайней мере, в дипломатичной манере там уже готовы вместе с Россией обсуждать будущее устройство Украины, а не только кричать "верните Крым". Но удастся ли помочь нашим соотечественникам в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР)? Зав. отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ Геннадий Коненко полагает, что быстро эту проблему вряд ли удастся решить:
– Блокада Приднестровья началась еще при Ющенко. Тогда блокировали экспорт продукции, сегодня – импорт сырья для приднестровских предприятий. Разговор о разблокировании ПМР, вроде того, что состоялся между Путиным и Меркель, уже не первый. Но вряд ли Кишинев прислушается. Экономическим давлением хотят заставить Приднестровье вернуться в состав Молдовы, причем на условиях Кишинева.
"СП": – Удастся ли надавить на Киев?
– Давить на Киев может только Запад. Но он сейчас не заинтересован в решении проблемы Приднестровья. Наоборот, Запад оказывает давление на Киев, чтобы он вынудил Тирасполь согласиться на возвращение в Молдову.
"СП": – Но позиция России сейчас стала более жесткой.
– Мы и сегодня помогаем приднестровцам. Каждому пенсионеру этого непризнанного государства мы доплачиваем к пенсии по 15 долларов, причем не только российским гражданам. Мы обеспечиваем бесплатные завтраки в школах и больницах. Но у нас нет прямой границы с Приднестровьем, и это создает серьезные проблемы. Конечно, происходящее сегодня с ПМР лежит в области нарушения прав человека.
Член Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что Россия и Запад могут договориться по всем вопросам. Сопутствующая переговорному процессу воинственная риторика вызвана исключительно политической конъюнктурой.
– На мой взгляд, пока рано говорить об обострении ситуации. Во-первых, Обаме надо оправдаться за то, что он проиграл Украину. Оправдаться надо и американской разведке, которая не смогла предсказать действия России в Крыму. К тому же российской угрозой американцы могут лишний раз попугать европейцев, чтобы они были более лояльны к Соединенным Штатам, увеличили свои расходы в рамках НАТО. В этой игре опять дискредитируют Россию, лепят из нашей страны образ агрессора. Но пока идут только политические игры.
"СП": – Мольбы Тимошенко о военной помощи Запада останутся без ответа?
– США и ЕС действуют с позиции собственной выгоды. Жест Украине сделали: поставили сухие пайки. Но, скорее всего, они просрочены, их надо выбрасывать. С другой стороны, ссориться с Россией американцам и европейцам не выгодно. Поэтому мы и видим игру как на бильярдном столе.
На самом деле, своими заявлениями играет и Тимошенко. Ей, как кандидату в президенты, нужен враг. Отсюда и ее мольбы о помощи.
"СП": – Можем ли мы повлиять на облегчение участи наших соотечественников в Приднестровье?
– По моему мнению, нашей дипломатии надо делать акцент на гуманитарной миссии, поднимать ее на первый план. Призывать к оказанию помощи на международном уровне.