В обозримом будущем ВМФ КНР может стать сильнейшим в мире

В середине марта аналитический центр New Frontier Foundation Республики Китай (Тайвань) выпустил очередной отчет о военных устремлениях КНР по захвату острова. В многостраничном исследовании говорится о современном состоянии армии КНР и динамике ее роста. И намечаются мероприятия по противостоянию угрозе Пекина. В частности, намечаются три главных направления, по которым должно идти усиление оборонительных сил РК: борьба с кибератаками, модернизация сил ПВО, строительство подводных лодок. Об этом пишет СП.

Вполне понятно, что основной удар от материковых китайцев Тайбэй ожидает с моря. Причем морская угроза в скором времени должна существенно возрасти. Потому что Китай только что обзавелся новеньким авианосцем. Хотя при ближайшем рассмотрении он оказывается довольно стареньким. И не вполне китайским.

Его история уникальна. И при этом прекрасно вписывается в историю "лихих девяностых". В 1985 году Невское проектно-конструкторское бюро завершило проект советского авианосца, аналогичного "Адмиралу Кузнецову". В конце года началось его строительство на судостроительном заводе в Николаеве. При этом судно получило название "Рига". В 1988 году "Рига" была спущена на воду. Через два года по причине вероятного выхода Латвии из состава СССР авианосцу было присвоено имя "Варяг".

Вскоре из-за отсутствия средств строительство было приостановлено. А в 1993 году Россия передала Украине достроенный на две трети "Варяг", в который на тот момент было вложено $2,5 млрд. Вполне понятно, что у Украины денег на завершение этого грандиозного проекта не нашлось. И авианосец не просто застрял мертвым грузом в николаевских доках, но и требовал затрат на поддержание его в приемлемом состоянии. И на это ежегодно уходил миллион долларов.

В 1988 году Пекин купил "Варяг" по цене металлолома, заплатив $20 млн. При этом в качестве цели этого приобретения было заявлено: для переоборудования под плавучее казино.

Надо сказать, что такой сценарий был уже отработан. Николаевский завод стал этаким Бермудским треугольником, в котором исчезали советские авианосцы. В 1991 году авианосец "Киев" (спущен на воду в 1972 году) пришел в Николаев для ремонта. В 1993 году его разоружили и продали КНР под развлекательный центр. И этот проект китайцы, затратив 15 миллионов, реализовали – бывший "Киев" находится в Бохайском заливе, сейчас он представляет собой шикарный отель на 148 мест.

Ситуация один в один повторилась с авианосцем "Минск" (спущен на воду в 1975 году): не отремонтировали, разоружили и продали для развлечения пресыщенных китайских нуворишей.

Однако относительно "Варяга" у Пекина были совсем иные планы. Несмотря на то, что в торговом контракте присутствовал пункт, гласящий о том, что достроенное судно не будет иметь военного назначения. То, что китайцы не выполнят это требование, было понятно изначально по целому ряду признаков. Например, "Варяг" приобрела компания, Agencia Turistika e Diversoes Chong Lot, руководство которой имеет тесные связи с ВМФ КНР. Кроме того, авианосец для переоборудования направлялся на военную верфь порта Далянь, специализирующуюся на самых важных государственных заказах.

Буксировка громадного судна без двигателей, имеющего размеры 309х72 метра водоизмещением 60 тыс. тонн, превратилась в сложнейшую операцию, обошедшуюся покупателям в $5 млн. Из Николаева в Далянь "Варяг" четыре буксира транспортировали свыше двух лет. Лишь переговоры с Турцией, не разрешавшей провести мимо своих берегов малоуправляемое военное судно, заняли 16 месяцев. А проход через Суэцкий канал и вовсе запретили, в связи с чем "Варяг" был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар.

Строительство авианосца "Ляонин" началось в 2004 году. Не имея документации "милитаристской" составляющей судна, Пекин некоторое время пытался заполучить ее в Николаеве самыми разнообразными способами – от дипломатических до шпионских. Дипломатические возможности закончились с приходом к власти Виктора Ющенко, который ни под каким соусом не намерен был продавать советские военные секреты КНР – главному стратегическому противнику США. С приходом к власти Виктора Януковича лед тронулся. (отметим в скобках, что тем самым Янукович стал Вашингтону крайне нежелателен). Делегации китайских инженеров и военных зачастили в Крым, чтобы максимально познакомиться с имеющимся у ВМФ Украины учебным комплексом ("трамплином"), с которого запускаются палубные самолеты. При этом представителей Поднебесной снабжали и всей необходимой документацией. В результате "Ляонин" был оборудован точно таким же взлетным трамплином и финишером.

Этим дело не ограничилось. На авианосце установили двигатели украинского производства. И самолеты, базирующиеся на авианосце также украинские, точнее, советские. После того, как Россия отказалась продать КНР Су-33, Пекин в 2005 году приобрел у Украины два прототипа этой машины. И через 5 лет запустил производство аналог Су-33 – палубные истребители J-15.

Надо сказать, что Киев при Януковиче не ограничивался сотрудничеством с Пекином лишь в военно-морской сфере. Происходила активная торговля как готовой наземной техникой, так и технологиями ее производства. Вполне понятно, что Янукович был для Обамы костью в горле, которую необходимо было поскорее выдернуть.

В конце концов, в 2012 году "Ляонин" был спущен на воду, и начались его испытания. Через год он был принят на вооружение ВМФ. А в начале 2014 года авианосец завершил длительный поход, полностью доказав свое соответствие тактико-техническим требованиям.

Но! При всем при этом он является не боевым судном, а учебно-тренировочным. На нем базируются всего лишь два истребителя J-15 ("Варяг" был рассчитан на 56 машин). На них китайские пилоты отрабатывают технику взлета и посадки.

Китайцы все делают планомерно, без суеты и с максимальной нацеленностью на результат. Эти пилоты понадобятся в середине следующего десятилетия, когда КНР намерена построить два боевых авианосца с атомными силовыми установками и электромагнитными катапультами. Их строительство, как свидетельствуют снимки со спутников-шпионов, уже начато. Впоследствии их количество возрастет.

Вполне понятно, что авианосный флот КНР будет рассчитан прежде всего для давления, оказываемого на Тайвань с целью его присоединения к материковому Китаю. В конечном итоге не исключается и захват острова с помощью военной операции.

На первый взгляд, может показаться, что проведение такой операции по силам Пекину уже сейчас, без всяких авианесущих кораблей. По мнению экспертов, сухопутные войска КНР превосходят по мощи аналогичные силы Тайваня как минимум в сотню раз.

Однако чтобы привести их в действие, необходимо достичь расположенного на расстоянии 150 километров острова и закрепиться на прибрежной полосе. И тут решающее значение играют силы ВМФ, а также авиация. В этих сферах у Китая также существует преимущество. Но уже не столь впечатляющее, поскольку оснащением тайванских вооруженных сил занимаются непосредственно США.

Следует отметить, что всего лишь 10 лет назад на море и на суше существовал примерный паритет сил. Но он был нарушен из-за действия двух разнонаправленных процессов. С одной стороны, Штаты, увязшие в войнах в Афганистане и Ираке, не смогли уделять должное внимание модернизации вооружения Тайваня. С другой, растущая как на дрожжах экономика КНР позволила стране существенно усилить свою армию.

Вот современный расклад этих сил:

Бомбардировщики: 140 (КНР) – 0 (КР)

Истребители: 800 (КНР) - 420 (КР)

Штурмовики: 500 (КНР) – 50 (КР)

Транспортные самолеты: 120 (КНР) - 35 (КР)

Вертолеты: 150 (КНР) – 35 (КР)

 

ВМФ:

Атомные подводные лодки: 13 (КНО) – 0 (КР)

Дизель-электрические подводные лодки: 60 (КНР) – 4 (КР)

Эсминцы: 25 (КНР) - 4 (КР)

Фрегаты: 48 (КНР) - 14 (КР)

Корветы: 330 (КНР) – 90 (КР)

Десантный вертолетоносец: 3 (КНР) – нет данных (КР)

Десантные корабли: 90 (КНР) – нет данных (КР)

Десантный флот КНР способен высаживать на берег противника 60 тыс. морских пехотинцев, 4 тыс. единиц бронетехники и 50 вертолетов.

В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, 10 корветов, а также около 10 атомных и дизельных субмарин и один десантный корабль. Подобные темпы строительства флота недоступны даже США, с любой другой страной сравнение не имеет никакого смысла. Нынешние темпы строительства ВМФ Китая уступают лишь американским в годы Второй мировой войны, однако корабли того времени были несравненно проще нынешних.

Конечно, мы не учли еще ряд факторов. Например, состояние сил ПВО Тайваня, опыт проведения десантных операций КНР, численность двух армий, моральный дух в частях... Но, думается, и без того при осмыслении этой статистики становится понятно, что армия Тайваня, которую называют "армией одной войны", противостоять коммунистическим китайцам не в состоянии. И КНР удерживает от вторжения на "свою территорию" разве что ВМФ США, который "опекает" своих региональных партнеров. Но если Обама или тот, кто придет ему на смену, начнет массированные военные действия в какой-либо точке земного шара, то Тайвань "оголится". Как это было во время иракской войны. Но тогда у КНР еще не было достаточно сил, чтобы вернуть себе остров.

Впрочем, существует и другой взгляд на проблему "воссоединения двух Китаев". И она выглядит вполне реалистичной. В новом тысячелетии, несмотря на традиционную для отношений Пекина и Тайбэя риторику, между ними начали устанавливаться даже не контакты, а связи. И не только культурные, но и экономические. Все это может привести в обозримом будущем к мирному поглощению острова могучей экономикой КНР.

Что же касается ВМФ КНР, то он, разумеется, строится со столь страшной скоростью не только и не столько для того, чтобы бодаться с Тайванем. Атомные субмарины и авианосцы "на атомном ходу" нужны не для того, чтобы они болтались у своих берегов. Цель КНР – на равных с США бороздить просторы мирового океана, защищая свои экономические и политические интересы.

Читайте полную версию на сайте