Прокладка интернета в небольшие города и поселки будет стоить 145 млрд
По обочинам российских дорог могут протянуть кабели для обеспечения небольших российских городов широкополосным интернетом. Минкомсвязи России согласовало представленный Агентством стратегических инициатив (АСИ) проект интеграции магистральных телекоммуникационных сетей в автодорожную инфраструктуру. Проект решения наблюдательного совета АСИ и письмо министерства о его согласовании есть у "Известий".
В ноябре 2013 года на международном форуме в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне глава российского Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что "российская революция в сфере ИКТ состоится именно за счет системного покрытия услугами широкополосного доступа (ШПД) городов и поселков с населением от 500 человек в течение ближайших лет". Он сообщил, что это позволит повысить уровень проникновения ШПД в России с нынешних 55% до более 90% к 2018 году.
Гендиректор АСИ Андрей Никитин в письме Никифорову сообщил, что на совещании в этой организации представители "Ростелекома", "ТрансТелеКома", МТС, "ВымпелКома", "МегаФона" и Ассоциации региональных операторов связи подтвердили необходимость снятия законодательных барьеров, ограничивающих доступ телекоммуникационных операторов к объектам дорожной инфраструктуры.
Представители сотового оператора СМАРТС (работает в Поволжье) сделали на совещании презентацию проекта обеспечения регионов России высокоскоростным интернетом (есть у "Известий"). Специальный автотранспорт создает по краю дороги траншею шириной до 15 см и глубиной 40 см и сразу укладывает в нее кабель 6 см в диаметре. По прогнозам компании, за четыре года можно проложить 150 тыс. км кабеля, что обойдется в 145 млрд рублей.
Как рассказал "Известиям" гендиректор СМАРТС Геннадий Кирюшин, управлять созданной инфраструктурой должен консорциум на базе государственно-частного партнерства. В него войдут все заинтересованные компании. Предполагается, что СМАРТС будет одним из инвесторов проекта.
В Минкомсвязи "Известиям" сообщили, что не занимаются поддержкой конкретных проектов коммерческих структур, но отметили, что обеспечение недискриминационного доступа операторов связи к инфраструктуре — одна из ключевых задач министерства. И ее реализация будет способствовать решению проблемы цифрового неравенства.
— Минкомсвязи совместно с Минтрансом и Росавтодором прорабатывает решение, которое позволит операторам связи размещать волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) в зоне отвода автодорог, — добавили в пресс-службе Министертства. — В частности, в рабочих группах готовят изменения в соответствующие нормативно-правовые акты.
В "Ростелекоме" проект поддерживают.
— Сейчас держатели инфраструктуры могут применять ограничительные меры, увеличивающие сроки и затраты на строительство сетей связи, — сообщили в пресс-службе оператора. — Иногда операторам просто запрещают доступ. Есть проекты нормативно-правовых актов, убирающих искусственные преграды, но пока они остаются проектами.
Представитель "ВымпелКома" Анна Айбашева отметила, что строительство волоконно-оптических линий связи вдоль автодорог — актуальная тема. Вопрос в том, как именно может быть реализован подобный проект.
— Насколько нам известно, сейчас идет обсуждение вариантов его реализации, до завершения процесса давать какие-то прогнозы некорректно, — резюмировала она.
Упрощение доступа к размещению ВОЛС в отводах дорог может способствовать более эффективному развитию как мобильного, так и фиксированного доступа в интернет в российских регионах, считают в МТС.
Представитель "МегаФона" Юлия Дорохина сообщила, что компания поддерживает идею, позволяющую операторам самостоятельно, без привлечения третьих лиц, размещать кабели связи в полосах отвода автомобильных дорог.
Гендиректор исследовательской компании Telecom Daily Денис Кусков считает, что приход в регионы дешевых ВОЛС может вызвать демпинг тарифов на интернет — мелким региональным провайдерам придется бороться за выживание.
По данным аналитической компании iKS-Consulting, в III квартале 2013 года рынок ШПД для частных клиентов на 34% принадлежал "Ростелекому", 10% приходилось на долю "ЭР-Телекома", 9% — у "ВымпелКома", 8% — у МТС, 4% — у "ТрансТелеКома". 35% этого рынка занимали операторы из категории "Прочие".
Представитель подмосковного провайдера интернета, на условиях анонимности, заявил, что дешевые ВОЛС сильно ударят по их бизнесу. По его мнению, в некоторых регионах России местные фирмы могут прекратить существование.
Геннадий Кирюшин не скрывает, что приход инфраструктуры ВОЛС в регионы должен подстегнуть снижение цен на доступ в интернет. Но он считает, что местные провайдеры смогут арендовать линии связи у будущего консорциума.