Нефтехимики просят ограничить экспорт сырья

Нефтехимики просят Минпромторг ввести заградительную экспортную пошлину на сырье для производства присадок к высокооктановым бензинам — изопентан. Президент компании "Самаранефтеоргсинтез" (САНОРС) Игорь Соглаев направил письмо (есть в распоряжении "Известий") заместителю директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга Антону Алиханову с предложением ввести экспортную пошлину при вывозе изопентана из России за границу по примеру пошлины на вывоз бензина (90% от пошлины на сырую нефть). Он полагает, что рост экспорта изопентана приводит к повышению цены на этот вид топлива в России, а соответственно влияет и на рост цены на бензин.

Розничная цена на бензин Аи-95 только в Москве с начала года выросла на 1 рубль на заправках "Лукойла", на 0,8 копейки на заправках "Газпром нефти", в среднем цены на бензин в регионах выросли на 0,52 рубля с начала января по конец марта, по данным еженедельного мониторинга рынка нефтепродуктов ФАС. Виной тому — рост экспорта бензина. Производителям в условиях ослабления рубля более выгодны экспортные контракты. Экспорт бензина только в феврале 2014 года, по данным гендиректора независимого трейдера нефтепродуктов компании "Ардос" (Башкирия) Рината Фаттахова, вырос на 86% по отношению к февралю 2013 года. Это, по его мнению, главная причина роста цен на бензин внутри страны.

Изопентан относится к чистым фракциям сжиженных углеводородных газов (СУГ). Его получают в результате переработки широкой фракции легких углеводородов. Изопентан является основным сырьем для производства высокооктановых добавок к моторным топливам. По своим потребительским свойствам он не имеет взаимозаменителей, и помимо присадок используется для производства каучука и самих бензинов.

По информации президента САНОРС Игоря Соглаева, в 2012 году годовой объем изопентана, вывезенного на экспортный рынок, составил 258 тыс. т — это 74% от общего объема рынка. При условии введения вывозной пошлины на этот вид фракций сжиженных углеводородных газов годовой бюджет РФ мог бы быть пополнен на $93,9 млн. Сейчас  экспортная пошлина на изопентан нулевая, с 2015 года ситуация может поменяться, этот вопрос сейчас как раз прорабатывается в профильных ведомствах.

"Сегодня на рынке изопентана наблюдается рост цен, обусловленный увеличением производителями объемов экспорта и уменьшением объемов предложения на внутреннем рынке. В отличие от экспорта моторного топлива экспорт изопентана не облагается заградительной вывозной таможенной пошлиной, что приводит к вывозу производителями изопентана с внутреннего рынка для последующей переработки в моторное топливо за рубежом. При этом экспортная пошлина на бензины составляет 90% от ставки экспортной пошлины на нефть. В целях насыщения рынка РФ высококачественными бензинами в периоды их пикового потребления, а также для сдерживания цен внутреннего рынка на бензин целесообразно ввести экспортную пошлину при вывозе изопентана из РФ на уровне действующей экспортной пошлины, установленной для автомобильных бензинов (на сегодня — 90% от ставки экспортной пошлины на нефть)", — пишет Игорь Соглаев.

— Если говорить о процентном соотношении применения добавок в составе бензина, то в зависимости от его марки и производителя это соотношение может колебаться от 10 до 12%. В этой связи цена приобретения изопентана может рассматриваться как один из факторов, влияющих на себестоимость высокооктановых добавок к моторным топливам и товарных бензинов, — уточнили в компании САНОРС.

Один из участников рынка нефтедобычи замечает, что доля стоимости присадок в цене бензина составляет 4%, в объеме бензина — 3%. По его данным, товарное производство чистого изопентана в РФ в 2013 году составило 350 тыс. т, из них потреблялось внутренним рынком 120 тыс. т сырья, а всё остальное ушло на экспорт.

— Введение заградительных пошлин на изопентаны в составе с другими чистыми фракциями СУГ может негативно отразиться на производстве газопереработчиков, в том числе осуществляющих переработку попутного нефтяного газа (ПНГ), и сказаться на результате утилизации ПНГ, — полагает представитель нефтяной отрасли. 

 Как сообщили "Известиям" в департаменте госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга, письмо от САНОРСа они получили в числе других предложений участников рынка по размерам пошлин на фракции СУГ. Эти предложения комплексно перенаправлены в Минэкономразвития для дальнейшей проработки.

— В целом введение заградительных пошлин необходимо рассматривать в рамках действующих тарифных обязательств ВТО. Если предложение по повышению экспортной пошлины выше установленного уровня обязательств, то оно будет им противоречить, и, соответственно, принято быть не может.

Существует установленная процедура работы подкомиссии по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правкомиссии по экономическому развитию и интеграции, в соответствии с которой обращающаяся сторона должна представить предложение по корректировке ставок ввозных либо вывозных таможенных пошлин по установленной форме. В том числе с обязательным предоставлением финансово-экономического обоснования такого предложения, — сообщила пресс-секретарь Минэкономразвития Елена Лашкина.

Руководитель информационно-аналитического центра RUPEC Андрей Костин полагает, что высокий экспорт изопентана не влияет на ситуацию с ценами на российском топливном рынке. 

— Единственная компания, производящая доступную на рынке присадку из изопентана (ТАМЭ) — как раз САНОРС. Своего изопентана им не хватает, и компания докупает его на рынке. Цена складывается по принципу экспортного паритета, и чем выше цена на изопентан на внешних рынках, тем менее привлекательно производство ТАМЭ для САНОРСа. Однако роль этой присадки на рынках автобензинов незначительна, поэтому никакой угрозы ценам на топливо в связи с изопентаном нет.

Читайте полную версию на сайте