За вывод капитала из России смогут чаще наказывать
Министерство финансов выступает за увеличение с 1 года до 3 лет срока давности по нарушениям законодательства о валютном контроле. Соответствующий законопроект разрабатывают в ведомстве, сообщили "Известиям" в пресс-службе министерства. По мнению чиновников, одного года недостаточно, чтобы выявить и доказать подобные преступления. Как считают эксперты, проблему с выводом компаниями капитала за границу следует решать как можно скорее: ежегодно в офшоры выводится из России до 1 трлн рублей, и далеко не всегда эти средства "утекают" законно.
Изменение предполагается внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) — поправки касаются нарушений валютного законодательства, связанных с незаконным выводом из России капитала. Как рассказали в Минфине, увеличение срока давности за отдельные виды правонарушений обусловлено тем, что во многих случаях в течение года объективно невозможно выявить факт совершения правонарушения, собрать доказательства и привлечь нарушителя к административной ответственности.
Такие валютные проступки связаны в основном со сделками российских организаций и их иностранных партнеров. Речь, в частности, идет о необоснованных авансовых перечислениях в счет фиктивных контрактов на поставки в страну товаров и оплаты фиктивных импортных услуг. Например, директор компании получает в банках кредиты якобы для закупки товаров, затем эти деньги переводит за рубеж на счет фирмы, совладельцем которой является он сам. Подобные нарушения выражаются и в создании офшорных компаний для вывода части прибыли из-под налогообложения.
Или, к примеру, российская компания отгрузила товар, или выполнила работы для иностранного контрагента, но на счет банка деньги в иностранной валюте не перевела — либо же перечислила иностранному контрагенту средства за товар, но не ввезла его в Россию. Иными словами, за такими административными правонарушениями кроются налоговые преступления, хищения денежных средств и их перевод за рубеж с использованием поддельных платежных документов, в том числе с участием самих сотрудников банков и т.п.
По мнению экспертов, необходимость закрыть юридические лазейки для незаконного вывода капитала или по крайней мере дать налоговикам и правоохранительным органам возможности для привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства давно назрела. Как указал партнер компании "Налоговик" Сергей Варламов, данные нарушения компании и их руководство совершают очень часто.
— Таких валютных схем существует чрезвычайно много и к тому же регулярно появляются новые. В связи с их объемом и трудностью выявления примерно в половине случаев одного года не хватает, чтобы выявить и доказать подобные преступления. Предлагаемые поправки позволят существенно изменить ситуацию и как минимум на 50–60% повысить показатели привлечения к административной ответственности за подобные нарушения, — говорит Варламов.
Юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Станислав Валуев соглашается, что у такого рода правонарушений довольно сложный состав.
— Для его доказывания необходимо собрать и выявить массу обстоятельств, которые зачастую связаны с получением информации от лиц-нерезидентов, так как в большинстве случаев правонарушители в области валютного законодательства — иностранные лица. Получение информации о них занимает длительное время, и срока исковой давности, действующего сейчас, явно недостаточно. Его увеличение позволит выявить значительно больше правонарушений, что соответственно приведет к дополнительному пополнению бюджета РФ и пресечению правонарушений в будущем, — отмечает Валуев.
Аналитик MFX Broker Сергей Некрасов добавляет, что сложности в выявлении подобных нарушений возникают из-за того, что нарушители работают через цепь компаний и выявить бенефициаров порой сразу не получается. По словам эксперта, увеличение срока давности за правонарушения в области валютного регулирования даст правоохранительным органам больше времени на поиск нарушителя и сбор улик.
При этом гендиректор оценочной компании "Справедливая стоимость" Вадим Ткаченко указал на возникающие риски злоупотребления со стороны проверяющих органов, которые и так за пределами действующих сроков привлекают к ответственности под разными предлогами.
Общий объем потерь российского бюджета из-за офшоров оценивается в 1 трлн рублей. Как ранее заявлял советник президента Сергей Глазьев, около 85% иностранных инвестиций, поступающих в экономику, представляют собой возвращенные через офшоры российские денежные средства. По его расчетам, каждый год бюджет теряет до $40 млрд, а если учитывать незаконный вывод капитала, то потери российской экономики достигают $70–80 млрд ежегодно. К этому еще нужно добавить снижение финансовых возможностей российских банков, так как деньги физически находятся на зарубежных счетах, увеличивая возможности западных кредитных учреждений. Сам Глазьев рекомендовал для снижения подобных потерь увеличивать сферу расчетов в национальной валюте, замкнуть платежи по банковским картам внутри страны по китайскому образцу, усилить валютный контроль.