"Приезжай непременно, сейчас идеальная погода, — уговаривает меня Рустем Сагадеев. — И главное, не забудь захватить купальник".
Речь идет вовсе не о скороспелой весне на черноморском побережье, а о самой что ни на есть Сибири. Рустем — инструктор по лыжам. В Горной Шории, как и на многих других российских склонах, наступил бархатный сезон.
На лыжах в бикини
Каждый месяц на горнолыжных курортах имеет свои прелести. В самом начале сезона снег примечателен уже просто тем, что он есть, и десятки изголодавшихся по нему туристов бегут занимать места на подъемник. В зимние месяцы — расцвет сезона, большие сугробы и самый лучший снег — рассыпчатый, легкий, сухой. Но в это время в России, где многие хорошие курорты расположены в суровых климатических зонах, например, в том же сибирском Шерегеше или Кировске за Полярным кругом, зачастую бывает слишком холодно: температура может доходить до 30 градусов мороза.
В марте солнце горячо припекает склоны, и снег повсеместно начинает таять, однако запасы его таковы, что сходит он долго — около двух месяцев. При этом температура воздуха прогревается до 10–15 градусов тепла, что в сочетании с быстрым движением и яркими лучами дает возможность туристам буквально загорать во время катания. Склоны Красной Поляны, Эльбруса, Чегета и горы Зеленой в Шерегеше переживают расцвет.
"Для нас это высокий сезон, в марте-апреле мы возим 50 человек минимум в один присест, — говорит директор омской турфирмы "Дискавери" Роман Акчурин. — Шерегеш по структуре снега, по погоде и климату — лучший туристический ресурс для Сибири, курорты типа Абзаково или Банного проигрывают ему, хотя и у них сезон еще продолжается".
Единственный минус катания в марте — под влиянием солнца снег постепенно становится тяжелым и мокрым, однако это компенсируется тем, что кататься можно не просто налегке, а в шортах, майках или купальниках.
Так, c 10 по 13 апреля в этом году на горе Зеленая пройдет фестиваль "Grelka Fest". В прошлом на нем был установлен рекорд, занесенный в книгу Гиннесса: самый массовый в мире спуск с горы в купальниках. В этом к попытке побить прошлогоднее достижение добавятся прыжки на сноубордах в бассейн.
Сноубордист в сметане
"Сейчас съезжаем с трассы у тех кустов, двигаемся правее в елки и дальше выходим с соседнего склона, — кратко инструктирует меня сноубордист Алексей Егоренко, взявшийся показать мне главную местную "фишку" — возможности фрирайда. — Сейчас снега не очень много — всего метра два, но увязнуть можно, так что старайся двигаться плавно и не тормозить. Готова?"
Я катаюсь на сноуборде не первый год, но вне трассы впервые. Через пару минут мы как будто в лесу — не слишком густом и темном, там есть где ехать и развернуться с комфортом, однако уже не слышно ни гула баров, ни смеха с подъемников. Снег — пухлая свежая подушка без всяких следов, так и манит проехаться по нему, но на деле все оказывается не так просто: у фрирайда свои правила.
Прежде всего, легко сказать — не тормози. Это не ухоженная трасса, тут везде торчат ветки, пеньки и стволы. Как понять, что это за бугорок — может, просто сугроб, а может под тонким слоем острые сучья, за которые я непременно зацеплюсь? Кроме того, елки стоят совершенно хаотично, нужно маневрировать, а если делать это резко, очень легко упасть. Вне трассы снег не помощник, а помеха: он сковывает движения, гасит скорость, не дает привычно управлять доской или лыжами. Уже не выйдет изящно притормозить, только лишь слегка поменяв положение корпуса — придется менять все направление движения.
"Не стоит давить на переднюю ногу, как на трассе, — смеется Леша, пока я пытаюсь подняться, вцепившись в ближайшую ветку. Ветку мне жалко, но встать на ноги в рыхлом снегу, когда под ними и вокруг нет никакой точки опоры — отдельная задача. — Смести центр тяжести чуть назад, а то у тебя нос доски зарывается. Старайся быть над снегом".
Я барахтаюсь, как лягушка в сметане из сказки, пока он терпеливо ждет неподалеку на четвереньках: на помощь прийти нельзя. Ведь снег держит райдера, только пока тот едет.
Шерегеш — пожалуй, одна из главных фрирайдовых точек России. Сам курорт небольшой, однако ареол катания огромный. Ухоженные трассы разделены полосами леса и камней, а с вершины горы Курган, которую называют "Крест" из-за стоящего там поклонного креста, можно кататься в самых разных направлениях, забираясь обратно на снегоходах или пешком. Последнее — отдельное, набирающее у нас популярность движение, называется бэккантри.
"В Шерегеше можно получить разный опыт катания — в лесу, на курумах, на жестком снегу, на пухляке, — перечисляет Рустем Сагадеев. Он уже несколько лет работает инструктором на курорте и исповедует стиль "ньюскул" — катание на лыжах, включающее в себя фрирайд и фристайл. — Здесь хорошие уклоны, сравнимые с более высокими системами типа Кавказа. Большое количество снега. И свой собственный микроклимат на горе".
Из-за этого многие считают, что в Шерегеше лучший снег в мире. "Его структура уникальна, об этом говорят многие эксперты, — отмечает Роман Акчурин. — Конечно, есть и мифы, например, о том, что он здесь всегда пухлый. Это, конечно, не так, все от погоды зависит, но он действительно лучше, чем во многих других местах".
Еще считается, что в Шерегеше нет лавинной опасности, поэтому место идеально для новичков.
Тем, кто желает кататься не по лесу, а по целинному снегу, лучше забраться повыше. Местные водители снегоходов предлагают свои услуги у популярных кафе наверху. Подъем к вершинам Курган и Мустаг — 600 рублей. Пара дополнительных спусков — еще рублей по 300.
"А что, мы уже несколько лет цен не поднимали, — отбивается от нас водитель Сергей. — Бизнес у нас прибыльный, просто бензин дорожает". Он живет в поселке Шерегеш, и возить туристов на вершины — главный его заработок зимой. Сергей забрасывает меня на площадку неподалеку от Креста, и сам спускается вниз — дожидаться и везти на следующую вершину. Фрирайд со всеми удобствами.
Здесь, наверху, уже совсем другие ощущения. Вокруг — снежные поля, из которых торчат снеговики причудливых форм — покрытые снегом елки. Собираешься с духом, стартуешь и — летишь, разбрызгивая снежинки. Здесь свои правила: целина обманчива и не прощает ошибок. Она кажется мягкой, как одеяло, но одно неровное движение — и ты летишь вверх тормашками.
"Можно уходить с трассы только в том случае, если ты уверенно преодолеваешь подготовленные склоны любой крутизны, — предупреждает Рустем. — То есть контролируешь скорость, положение тела. Едешь по склону, а не соскабливаешься с него. Потому что если ты упадешь в пухляке, где под тобой 4 метра снега, никто не поможет".
"Сворачиваем!" — кричит мне Леша. Я держусь прямо за ним, однако случайно давлю на нос и буквально "рыбкой" ныряю в его след. Окончательно вязну. Трасса совсем рядом, здесь проезжают лыжники, улыбаясь и махая мне рукой. А выбраться не получается. С трудом отстегиваю доску и держусь за нее, как утопающий за обломок лодки. Леша закатывает глаза, подходит ко мне пешком, наклоняется, протягивая руку. И проваливается по горлом сам. Мы смеемся. Мимо кто-то проносится в ростовом костюме панды. Подумаешь, застряли. Зато погода хорошая.