В Госдуме предложили ввести с 2015 года госмонополию на производство табачной продукции
Одновременно вводятся ограничения на оборот табачной продукции на территории РФ. Оборот такой продукции могут осуществлять лишь организации, являющиеся участниками правоотношений, на которых распространяется действие закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", сообщает ИТАР-ТАСС.
Автор законопроекта депутат Олег Нилов ("Справедливая Россия") объясняет данные меры "необходимостью контроля качества продаваемой гражданам табачной продукции". "На данный момент в условиях наличия множества частных предприятий осуществление такого контроля тяжело осуществимо и неэффективно", - считает он. Кроме того, госмонополия "позволит существенно пополнить государственный бюджет за счет средств, вырученных от продажи табачной продукции", - отмечает депутат.
При этом Нилов обращает внимание на высокий уровень курения в России и смертности от него. По оценке Министерства здравоохранения, в России от болезней, связанных с курением (как правило, от раковых и сердечно-сосудистых заболеваний), ежегодно умирают около 350 тыс. человек.
По статистике, в России курят 39,1% населения, или 43,9 млн человек. Для решения этой проблемы с 1 июня 2013 года на всей территории РФ вступил в силу антитабачный закон. Так, с начала лета категорически запрещается курить на территории государственных учреждений, школ и вузов, на борту самолетов (раньше решение о запрете курения на авиалайнерах принимали авиакомпании), в метро и на всех видах общественного транспорта. Курение около и внутри вокзалов, портов и аэропортов тоже считается нарушением закона.
С 14 ноября вступил в силу закон, запрещающий любую рекламу табачных изделий и устанавливающий штрафы за курение в неположенных местах. Теперь нельзя размещать рекламу табака в СМИ, на наружных конструкциях, в магазинах, продавать несколько пачек по цене одной, раздавать бесплатные сигареты, проводить другие промоакции и быть спонсорами подобных мероприятий. Также теперь за курение в неположенных местах нарушителю придется заплатить от 500 до 1,5 тыс. рублей и от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, если неположенным местом окажется детская площадка.
Ежегодно от курения в ЕС умирают примерно 700 тыс. человек. Антитабачные законы позволили сократить долю европейских курильщиков с 40% от населения ЕС в 2002 году до 28% в 2012 году.
В декабре 2013 года Евросоюз вновь ужесточил антитабачное законодательство, которое вступит в силу с 2016 года. Согласованы новые ограничения по производству и принципам продажи табачных изделий, оформлению их упаковок и правилам торговли электронными сигаретами.
По новым правилам, 65% площади сигаретной пачки или упаковки любой другой табачной продукции должно быть закрыто предупреждениями о вреде курения. В них в обязательном порядке должны присутствовать фразы: "Курение убивает, немедленно бросайте" и "Табачный дым содержит более 70 вызывающих рак веществ". Согласно действующей директиве 2007 года, подобными предупреждениями сейчас должно быть закрыто лишь 30% площади пачки. Впрочем, правительства отдельных стран вправе вводить на своей территории и более жесткие ограничения.
Новая директива также запрещает использование на пачках "вводящих в заблуждение" формулировок вроде "использование биологически чистых" или "натуральных продуктов".
Еще одним важнейшим нововведением стал запрет на ароматизаторы. С 2016 года в Европе будут запрещены к производству и продаже сигареты с запахом ванили и фруктов, а с 2020 года - сигареты с ментолом.
После тяжелейших переговоров 28 стран ЕС договорились о нормах торговли электронными сигаретами. Новая директива разрешает свободную продажу электронных сигарет, картриджи которых содержат не более 20 мг никотина на 1 мл своего объема, при этом их объем не может превышать 10 мл. Все виды электронных сигарет с более высоким содержанием никотина или с картриджами большего объема могут продаваться только в аптеках.
Наконец, страны ЕС получили право на национальном уровне запрещать электронную торговлю табачными изделиями, в том числе их заказ в других странах сообщества.