Минэкономразвития ожидает закрытия мелких автошкол
Минэкономразвития подвергло критике проект программ обучения в автошколах, которые разработало Минобрнауки. Экономическое ведомство считает, что новые требования окажутся непосильными для маленьких компаний, занимающихся подготовкой водителей, — это приведет к уходу их с рынка. Исходя из проекта приказа ведомства, с которым ознакомились "Известия", значительно увеличиваются требования к материальному оснащению автошкол. Сами представители автошкол указывают, что принятие программ приведет к увеличению стоимости обучения в несколько раз.
Автошколам придется иметь собственные перекрестки
Проект приказа разработан Минобрнауки в связи с новыми правилами получения водительских прав — речь о поправках в закон "О безопасности дорожного движения", которые вступили в силу в ноябре 2013 года. В соответствии с ними к сдаче экзамена на права теперь допускаются только те лица, которые прошли профессиональное обучение в автошколе. Ранее допускалась самостоятельная подготовка на получение прав категорий "А" и "В". Кроме того, теперь в автошколах данный процесс должен быть организован в соответствии с примерными программами, которые и должно утвердить Минобрнауки (согласно постановлению правительства от 1 ноября 2013 года). Еще одна новация — расширение перечня транспортных средств, на управление которых требуется получение специального права. В него включены мопеды, квадроциклы, трициклы, для вождения которых ранее водительское удостоверение не требовалось.
Так, согласно проекту Минобрнауки, водителю легкового автомобиля и мотоцикла придется изучать устройство транспортного средства в течение 20 часов (сейчас это 15 часов). Он должен будет научиться снимать аккумуляторную батарею (весит около 15 кг), вникнуть в принцип работы гидромеханических и бесступенчатых коробок переключения передач со схемами их управления. Также будущему водителю предстоит освоить "уравнение тягового баланса и угол увода при деформации автошины под действием боковой силы".
Не менее требовательны представленные программы и к оснащению учебной площадки. Как отмечается в документе, в целях имитации реальных условий движения на ней должен быть оборудован перекресток, пешеходный переход, установлены дорожные знаки и нанесена разметка в соответствии с требованиями ГОСТа.
В целом же примерные программы по обучения водителей изложены более чем на 700 страницах.
Число автошкол может сократиться вдвое
Как сообщил "Известиям" директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин, позиция ведомства по поводу проекта приказа Минобрнауки предельно проста: новые требования не должны препятствовать работе добросовестного бизнеса без веских на то оснований.
— Требования, которые мы видим сейчас в проекте, могут привести к укрупнению бизнеса автошкол. Маленьким компаниям будет трудно технически обеспечить соблюдение заявленных правил, — говорит Живулин.
В связи с этим Минэкономразвития настаивает на проведении оценки регулирующего воздействия данного проекта, чтобы проанализировать возможные эффекты от его реализации. При этом в ведомстве подчеркивают, что только на момент уведомления о разработке документа поступило уже 1,9 тыс. мнений, значит, профессиональному сообществу есть что сказать.
По словам исполнительного директора Ассоциации автошкол Москвы Елены Зайцевой, представленный проект программ не отражает общемировые требования к современному водителю, а также не учитывает наработанные отечественные методики обучения. Не учтены, по ее словам, и потребности самих водителей.
— Неизбежным результатом в случае принятия этих программ станет увеличение стоимости обучения в несколько раз без всякого повышения его эффективности, — говорит Елена Зайцева. — К тому же из-за невозможности реализовать такие программы закроется несколько тысяч образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей (сейчас в России функционирует около 8 тыс. автошкол. — "Известия").
Число аварий растет, и новые правила могут не сработать
Кроме того, представители автошкол видят проблему в новом положении закона, по которому обучение водителей должно стать профессиональным. Это значит, что каждый, прошедший обучение в автошколе, получит профессию водителя.
— Получилось же так, что представленные программы обучения избыточны для любителей, желающих получить водительское удостоверение, но при этом недостаточны для получения профессии. Необходимо разделить обучение на профессиональное и так называемые любительское, — говорят участники рынка.
Руководитель отдела спутникового мониторинга транспорта ГК "Аркан" Андрей Милованов считает, что меры, направленные на снижение аварийности на дорогах, необходимы. Так, по статистике, говорит он, в среднем курсанты получают водительское удостоверение с третьей попытки, а количество аварий, совершенных автолюбителями со стажем вождения менее 3 лет, растет ежегодно.