Кто приговорил российскую медицину?

В ближайшие три года и без того нищенское финансирование российского здравоохранения упадёт на 34%. В 2014 г. из-за отсутствия денег примерно 125 тыс. человек останутся без высокотехнологичной помощи. И, скорее всего, умрут. В планах правительства ещё введение дополнительного налога в пользу Фонда обязательного медицинского страхования, но уже непосредственно с работника. И передача государственных больниц и поликлиник в частные руки.

Кто приговорил российскую медицину? Почему обманывают президента В. Путина, когда рассказывают ему о высоких зарплатах врачей? Что делать, если в местном Минздраве отказали в квотах на операцию? Сколько мы будем платить за визит к врачу? На эти и другие вопросы "АН" отвечает президент "Лиги защитников пациентов" Александр САВЕРСКИЙ.

Не прячьте ваши денежки…

– Александр Владимирович, президенту страны министр здравоохранения Скворцова в унисон с губернаторами бодро рапортует о том, что зарплаты медиков растут как на дрожжах. С мест же пишут, в том числе и в "АН", о совершенно других цифрах в платёжках. Кто врёт: врачи или чиновники?

– Каждый раз после отчёта министра или очередного губернатора врачи и медсёстры крутят пальцем у виска и говорят: "Гениально, но ничего такого и близко нет". Разница минимум в 2–3 раза между официальной статистикой и реальными доходами. Дело в том, что в общий котёл считается средняя зарплата: администрации медицинского учреждения и простой медсестры. У первых она растёт опережающими, как у депутатов, темпами, у вторых значительно падает. Но в "среднем по больнице" получается более-менее прилично. Не стыдно министру и президенту цифры показать. Тем самым вводят в заблуждение руководство страны. Реально же врачи, которые оказывают медицинскую помощь, получают по 6,5–14 тысяч.

– Были же попытки ограничить сверхзарплаты некоторых главных врачей…

– Да. После многочисленных жалоб медперсонала даже провели проверки. Оказалось, что требование министерства, чтобы средняя зарплата главврачей в три раза не превышала средний заработок по больнице, которой они руководят, в целом соблюдается. Но вдруг выросло число заместителей с зарплатами в 2–3 раз выше, чем у главврача. Ведь её им никто не ограничивал. Убери заместителей – придумают каких-нибудь инженеров, которые будут иметь невообразимые деньги. Вся система создана с расчётом на отмывание бюджетных средств самыми разными путями.

– Маленькие зарплаты, враньё чиновников. Как это отражается на простых врачах? Их сознательно выдавливают в частную медицину?

– Идёт резкое постарение врачей в государственном секторе. Среди участковых терапевтов средний возраст – 55 лет. Все с ужасом ждут момента, когда они уйдут на пенсию. Кто тогда будет работать – совершенно непонятно. Молодёжь сразу после окончания мединститутов (о качестве подготовки там даже и говорить не хочется) всеми правдами и неправдами устраивается в негосударственные клиники. Но нужно кричать не о том, что врачей выдавливают из государственной медицины в частную, а о том, что вся система переходит в частные руки вместе с врачами. А за ними, вынужденно, и пациенты.

Турпутёвка по медицинским показаниям

– Что нам ещё остаётся?

– Уехать лечиться за рубеж. После всех реформ резко рванул рынок медицинского туризма. Одна небольшая фирма отправляет на лечение семь тысяч человек в год. А таких фирм десятки. Речь идёт уже о десятках тысяч больных, которые вывозят из страны миллиарды долларов. И не только в Германию или Израиль. В той же Белоруссии при мизерных ценах в санаториях до сих пор работает советская система здравоохранения, которую сохранил Лукашенко. Мы же ничего не сохранили, только всё разрушили. И в рейтинге Всемирной организации здравоохранения по уровню медицины Белоруссия на 72‑м месте, Россия на 130-м.

– Но почему за свои деньги? Есть квоты на лечение за рубежом?

– На бумаге есть. Но попробуйте получить направление на лечение за границей! Для шибко умных создан такой барьер по собиранию подписей, что его не каждый здоровый преодолеет. При этом каждый год у Минздрава остаются деньги по этой статье. И не потому, что все у нас такие здоровые или помощь можно оказать на родине. Министерство почему-то "стесняется" информировать людей о том, что у них по определённым показаниям есть законное право на лечение за границей.

За границу едут только те, кому действительно нельзя помочь в нашей стране. Таких людей в принципе немного. И деньги на их лечение регулярно выделяются. Но из-за "экономной" политики Минздрава благотворительные фонды постоянно поднимают шум по сбору средств и полностью дискредитируют нашу медицину. Зато государству выгодно – оно экономит, выдавливая пациента из бесплатной медицины в любую другую – в благотворительность, к частнику, в медицинский туризм.

– Но сейчас же во главе Минздрава не чиновник, не бухгалтер, а всё-таки врач. Или ничего не изменилось?

– Она прежде всего министр, который когда-то был врачом. А людей Скворцова лечит в самолётах или на совещаниях. Молодец.

"Вышка" для медицины

– Представитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Лариса Попович предложила ввести ещё один налог. Работающий уже из своей зарплаты должен платить в фонд ОМС. При этом платежи работодателя никто не отменял. У этой людоедской идеи есть шансы?

– Откройте список правительственных советников. Там в основном "товарищи" из "Вышки" (ВШЭ). Эти советники стоят за всеми разрушительными реформами: образования, науки, здравоохранения. А за ними различные иностранные эксперты.

Вообще-то идея о соплатежах граждан в ФОМС давно витает в воздухе. Они фактически отменяют бесплатную медицинскую помощь в государственных муниципальных учреждениях, которая нам положена по Конституции. Больной человек не должен ничего за себя платить. Как только мы включаем любые платежи и говорим о прибыли медицинской организации, то сажаем медицину на иглу бизнеса. Дайте врачу право зарабатывать, и он всегда найдёт, что сказать пациенту, чтобы тот заплатил. Это основной тренд капиталистической медицины, который привёл здравоохранение в США на грань коллапса. В Америке здоровье человека – это его интерес, а не право. За него надо платить.

В России другой менталитет, более человечная система. Здоровье – это право гражданина, заботу о котором он, кстати, оплачивает своими налогами. Но правительственные ультралибералы направляют все усилия, чтобы здоровье стало интересом для человека. И он бы начал платить за всё буквально на каждом шагу.

– Частному врачу легко запугать пациента…

– В здравоохранении работает страх человека перед болезнью и недостаток информации и знаний. Он не знает, что у него болит, болит ли вообще и чем лечить. Страх и незнание ставят в основу бизнеса: "больной, если не купите таблетку, то умрёте". Хотите таблетку, которая лечит, а не калечит, – платите. Хотите протезы, которые не ржавеют, – платите. Хотите нормальную анестезию – платите. Помощь сейчас, а не через неделю – платите. И так на всём.

Если дать право врачу зарабатывать, то он всегда найдёт чем напугать. Поэтому там, где медицина, лечение, спасение жизни человека, не должно быть даже намёка на бизнес.

– Но хватит ли у государства сил и финансовых возможностей вернуться к советской системе?

– Я оправдания про нехватку денег слышу постоянно. Но в СССР эта система работала. Если не работает сейчас, значит, неправильно распределяются деньги в обществе. Убийственно плоская шкала налогов – когда Абрамович платит столько, сколько врач, – введённая либералами, вот одна из причин. Отменить её – хватит и на бесплатную медицину, и на образование, и на науку.

Во-вторых, здоровье своих граждан – это своего рода инвестиции. Если все заболеют, то государство разорится. Чем больше вкладываешь в здравоохранение, тем больше отдача для всей страны. Человек должен ощутить на себе заботу государства. Мировой тренд сегодня – это бесплатное здравоохранение. Мы его сделали раньше всех остальных. У нас сейчас идёт период осознания этого, когда начинаем это терять. Пока ещё не потеряли.

На сайте "Лиги защитников пациентов" мы обратились к людям с просьбой подписать "Декларацию о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России". За несколько дней её подписали около тысячи человек. Это говорит о том, что тема очень больная.

– Фонд ОМС вкладывает в здоровье миллиарды рублей…

– Как ни странно, системе ОМС пациент вообще не нужен. Больницы и клиники получают деньги только за отчётность. С которой активно мухлюют. Например, валом идут приписки несуществующих посещений врачей. Раньше они оценивались в 30%, сейчас некоторые врачи говорят о 60–90%. Люди по 5–6 лет не бывают в поликлиниках. А когда вдруг заходят туда, то с удивлением узнают, что у них вдруг появилась достаточно бурная история взаимоотношений – каждую неделю терапевт, сложные анализы и диагнозы. О какой статистике ухудшения или улучшения говорит Минздрав? Её невозможно достоверно посчитать. Искажение информации минимум вполовину.

Чтобы такого не случалось, я предложил так называемый контрольный налог. Он должен быть небольшим, например, 30 рублей за посещение участкового терапевта. Мы платим этот налог, а навстречу идут деньги из ОМС. Если они не встречаются, то деньги из ОМС не должны поступать. Только человеку надо объяснить, что эти деньги действуют как рычаг – заплатил 30 рублей, а из ОМС выделено, например, 6 тысяч рублей на лечение.

Страну сдали в концессию

– Сокращение квот на ВМП на 25% в 2014 году означает, что примерно 125 тысяч человек останутся без нужнейших операций.

– Это работа для правоохранительных органов. Если человек не получает нужной медпомощи, он должен немедленно обращаться в прокуратуру. Ему же не квота нужна, а помощь. Если медцентр не может взять на лечение, значит, есть начальник, который не обеспечил достаточное количество медцентров или выделение средств на квоты. При грамотной прокурорской проверке "простреливается" вся вертикаль управления в поисках виноватого. Вплоть до министра.

– Получается, что эти квоты, по сути, незаконны?

– Пациенту наплевать, чем и как ему обеспечивается помощь. В Конституции записано, что граждане имеют право на бесплатную медпомощь. Нет оказания помощи – получите уголовное дело.

– Министр Улюкаев предложил расширить государственно-частное партнёрство (ГЧП), активнее сдавать объекты здравоохранения в концессию частникам.

– В Конституции чётко сказано, что бесплатную медпомощь оказывают государственные медучреждения. Насчёт частников там нет ни слова. Уже есть примеры, когда государственную больницу сдали в концессию и в результате там попытались оказывать только 40% услуг бесплатно. Больница остаётся государственной, но бесплатной помощи практически не оказывает. Остальное – только за деньги.

И если мы прогнёмся и допустим ГЧП, то получим феодализм. В каждом стационаре будет свой царёк, который будет устанавливать правила игры. Государство полностью потеряет контроль над ситуацией. Тогда на бесплатной медицине, нашем здоровье можно ставить крест. Кладбищенский.

Читайте полную версию на сайте