В Камне-на-Оби воюют автобусники и таксисты
—Ну что поделаешь—жить-то всем хочется,—подтвердила собеседница. Этот случайно услышанный разговор, возможно, никогда бы и не всплыл в моей памяти, если бы однажды утром мне не поступило интересное предложение прокатиться по городу…
ТОЧКА КИПЕНИЯ
Оказывается, у местных перевозчиков, работающих на общественном транспорте, закончилось терпение: устали они стучаться в закрытые двери, вот и решили прибегнуть к помощи СМИ.
—Таксисты-нелегалы грабят наше предприятие прямо средь бела дня,—возмущается сидящий за рулем "Волги" директор Каменского ПАТП Николай Зазулин.—Куда мы только ни обращались за помощью: и в прокуратуру, и в полицию, и в администрацию города! Неоткуда поддержки ждать. Вот посмотрите сами, что творят!
На остановке возле Главпочтамта прямо перед автобусом остановилась легковая машина с "шашечками". Водитель автобуса принялся сигналить, требуя освободить остановочный "карман". Однако таксист сделал вид, что не замечает происходящего. Прихватив несколько пассажиров, он двинулся вперед по тому же маршруту, что и автобус.
—Ну разве это не грабеж?—не унимался Зазулин.—Они у нас хлеб забирают. Почему бездействует городская администрация, непонятно: кто как не властные структуры должны быть заинтересованы налоговыми сборами? А последние, между прочим, от доходов предприятия зависят. "Бомбилы" налогов не платят.
Каждый день на маршруты выходят почти два десятка автобусов ПАТП. Больших сбоев даже в морозные дни не было. Городские, внутрирайонные перевозки, межгород—этим и живет предприятие, считая убытки: почти 350 тысяч рублей потеряны в прошлом году на обслуживании заречной зоны, около 800 тысяч ушли в "минус" по Крутихинскому району. Руководство предприятия и радо бы закрыть не приносящие прибыли маршруты, да только нельзя: в краевом управлении, владеющем контрольным пакетом акций, согласия на то не дадут.
—Не подумайте, что за рекой пассажиропоток слишком низкий,—говорит Николай Николаевич.—Просто нам в конкурентной борьбе с нелегалами выстоять очень сложно. Они собирают людей по домам, перевозят через реку, нарушая все существующие правила безопасности, а цена—чуть выше, чем на автобусе. Так почему же не "сыграть" по-честному, не поучаствовать в конкурсе на получение тендера? Выиграете—вам и карты в руки.
ПОЙМАТЬ "БОМБИЛУ"
Как оказалось, самый востребованный—маршрут автобуса № 3. Спросом пользуются и "единица" с "четверкой". Поменьше пассажиров на "двойку". Так что полицейским, время от времени выходящим ловить "бомбил", по всему городу последних искать не надо. В часы пик и не только их полно на любом из автобусных маршрутов. Чтобы пресечь незаконную деятельность, достаточно, порой, свидетельских показаний. После этого составляется протокол и дело направляется в суд. Однако подобные меры не всегда оказываются действенными. Так, не особо пугает нелегалов штраф в тысячу рублей за нарушение закона, запрещающего остановку или стоянку транспортного средства в местах остановок маршрутных транспортных средств. В полиции пояснили, что в этом году за подобное нарушение еще никого не наказывали. А как же таксисты, паркующиеся возле центральных остановок, иногда и прямо на них?
Директор ПАТП уверен: навести порядок с таксистами могло бы управление автодорожного надзора, во главе которого в Камне стоит старший государственный инспектор Александр Осадченко. Как выяснилось, не так все просто.
—Это раньше,—говорит Осадченко,—а сейчас все полномочия возложены на субъекты Российской Федерации. Вслед за принятием закона о такси произошла реорганизация: три управления объединились в одно.
Так кто теперь занимается таксистами? Дать ответ на этот вопрос не смогли и в администрации города.
—А у нас что, есть таксисты-нелегалы?—удивились в одном из комитетов.—Так это надо еще доказать, что они людей за деньги перевозят и по автобусным маршрутам ездят.
ТАКСИ ПРОТИВ "ТАКСИ"
К борьбе с такими перевозчиками недавно подключились легальные таксисты. Пятеро водителей создали свою компанию, на собственные деньги обустроили стоянку. В отличие от других, автобусников они не грабят, а работают честно. Один из них сообщил о коррупции в городе по телефону доверия: мол, среди таксистов-нелегалов полно бывших сотрудников местной полиции, которым и море по колено, не говоря уже о единых для всех правилах. Таксист назвал конкретное имя нарушителя. На удивление оператор телефона доверия потребовала у звонившего сообщить свое имя и домашний адрес. Вскоре мужчина получил повестку в полицию, где он и встретился с тем самым нарушителем, бывшим полицейским. "Вы больше не звоните на телефон доверия по таким вопросам,—посоветовал ему сотрудник полиции.—Обращайтесь сразу к нам—так быстрее будет". Озадаченный таксист ушел ни с чем, а нарушитель по-прежнему колесит по автобусному маршруту № 3.
—Сколько еще таких, "отцов", "сватов" да "братьев",—недоумевает мужчина,—дали бы нам права, навели бы мы порядок! Помните, наверное, как погибла актриса Марина Голуб, севшая в машину к таксисту-нелегалу? До тех пор, пока у нас не случится нечто подобное, решением проблемы никто не займется. Пока гром не грянет—это чисто по-русски.
Впрочем, Николай Зазулин знает, как убрать со своего пути "бомбил":
—Надо цену билета автобусного снизить рублей до восьми-десяти, тогда конкуренты сами уйдут с дороги. Вот только как это сделать, если себестоимость одной поездки пассажира уже давно превысила восемнадцать рублей, а билет на автобус с 1 января стоит 17-50. Дотаций, которые покрывали бы убытки предприятия, нет и не предвидится. Хотя в Новосибирске, Томске, Кемерово и других небедных регионах подобная мера уже давно прижилась, а у нас…
Впрочем, большинство пассажиров конкуренция между перевозчиками вполне устраивает: главное—до пункта назначения добраться, и разницы нет, кому платить деньги. Но мы-то знаем, что войны без жертв не бывает. Недаром говорят в народе: когда паны дерутся, у холопов чубы трещат.