"Вечерний Барнаул" выяснил, кому положено молоко за вредность?
С 1 января 2014 года вступил в силу новый федеральный закон о специальной оценке условий труда взамен закона об аттестации рабочих мест, по исполнению которого у работодателей, работников, профсоюзных организаций накопилось много вопросов.
В связи с этим в Сибирском центре безопасности труда прошла web-конференция. В ее работе приняли участие представители 40 барнаульских предприятий, а также 300 человек из различных регионов России общались в режиме онлайн.
О сути нового закона рассказал ВБ Владимир БЕККЕР, заместитель генерального директора по научной работе Сибирского центра безопасности труда.
– Закон кардинально отличается от предыдущего тем, что в нем совершенно другой подход к установлению льгот и компенсаций работающим. Раньше, если профессия попадала в список работ с вредными условиями труда, то человек получал льготу независимо от того, какие у него условия на самом деле. Теперь специализированные предприятия будут устанавливать вредный класс, в зависимости от этого работники получат определенные льготы. Изменения коснулись также дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня для льготных категорий. Так, газоэлектросварщики, работающие в закрытых емкостях, относились к первому списку, не важно, какие у них условия труда, вредный стаж все равно шел, 10 лет – за 25 лет общего стажа. Если сейчас условия труда у газоэлектросварщика будут признаны нормальными, то начисление вредного стажа приостановят. При повторной оценке вредный класс снова может быть установлен, тогда льготный стаж продолжится.
– В льготный список могут добавиться другие профессии?
– Конечно, например менеджеры, которые постоянно пользуются сотовыми телефонами, а они, как известно, воздействуют на человека электромагнитными излучениями. Проводя соответствующую оценку, специалисты обязаны будут замерить степень излучения, если она окажется выше нормы, возможно, что условия труда будут признаны вредными и менеджеры получат льготы.
– А кто будет оценивать условия труда?
– Те же организации, что занимались аттестацией рабочих мест. В России их 800, у нас в крае пять – Сибирский центр безопасности труда, АТЭКС, АКЦОТ, АТОН, Сибирская служба охраны труда. В каждой из организаций должны быть пять экспертов, один из которых санитарный врач. Они будут проходить специальную подготовку, сдавать экзамены региональной аттестационной комиссии, получать квалификационное удостоверение, именную лицензию на право специальной оценки условий труда. Кстати, теперь имеют такое право и госучреждения, поэтому, скорее всего, к нам присоединятся Госсанэпиднадзор, Центр гигиены и эпидемиологии по Алтайскому краю.
– На всех ли предприятиях Барнаула имеются места с вредными условиями труда?
– В принципе, нет ни одного предприятия, которое бы соответствовало всем требованиям. Поэтому до 2018 года все должны пройти специальную оценку условий труда.
– Насколько это затратная процедура для работодателей?
– Пока сказать сложно. Объем исследований, проводимых ранее при аттестации рабочих мест, сократился. Но зато введена система декларирования условий труда, нужно составлять декларацию на часть рабочих мест, подтверждающую их соответствие всем нормативным требованиям. По другой части рабочих мест проведут лабораторно-инструментальные исследования, по результатам которых их отнесут к местам с допустимыми или с вредными условиями труда.
– Как быстро работодатели и проверяющие организации смогут перестроиться на новый закон?
– Переходный период чрезвычайно сложный. Сейчас готовится к самому закону около тридцати подзаконных актов (методики, приказы) на уровне Минтруда, Минздрава, Мин- юста, есть подводные камни при проведении специальной оценки рабочих мест. Во втором квартале, когда она пройдет на нескольких предприятиях, кое- что прояснится. А года через два-три уже будет отработан весь алгоритм действий.
– Чего вы ждете от нового закона?
– Я могу предположить, что у нас прибавится судебных разбирательств. Работодатели будут доказывать, что созданные ими рабочие места соответствуют всем нормам, чтобы меньше платить в Пенсионный фонд, работники станут бороться за сохранение льгот, которые они имели ранее. Профсоюзы и Гострудинспекция будут защищать права работников.
– Какие преимущества дает работнику новый закон?
– Работник имеет право присутствовать при проведении специальной оценки, попросить дополнительно проанализировать те факторы, которые он считает вредными, ознакомиться с материалами специальной оценки, если с чем-то не согласен, может обратиться в суд.
– А работодатель не может просто уволить работника, если он не согласен с условиями труда?
– Сложный вопрос. В данном случае должен отстаивать права работника профсоюз или адвокат.
Следующая конференция пройдет 2 апреля, на ней работодатели смогут получить конкретные ответы на свои вопросы по новому трудовому законодательству.
КОММЕНТАРИИ В ТЕМУ
Галина ТРУБНИКОВА, инженер по охране труда на винно- водочном заводе "Тейси":
– Мы проводили на предприятии три раза аттестацию рабочих мест, сейчас с новым законом появилось столько новых нюансов, что не знать этого просто нельзя. О преимуществах нового закона говорить пока рано, подзаконные акты еще не все готовы. Когда мы испытаем его действие на себе, тогда сможем сказать более конкретно. Думаю, что особых проблем со специальной оценкой не возникнет и мы пройдем ее достойно.
Елена ГОНЧАР, руководитель управления персоналом ООО "Алтайэнергосбыт":
– Специальная оценка рабочих мест – это один из важных вопросов, который стоит перед работодателями на сегодняшний день. В этом смысле полезны подобные конференции. Вызывает вопросы сама методика проведения специальной оценки, которая пока не прописана. Аттестацию рабочих мест мы прошли безболезненно, думаю, что справимся и с требованиями нового законодательства. Просто пока мало консультантов, которые бы смогли ответить на все наши вопросы.