Пора коллегам с Запада признать провал своей дипломатии: председатель Фонда развития гражданского общества
- Я много слышал и читал о том, что США или Евросоюз не признают результаты этого референдума, и, если честно, меня удивляет пренебрежение международным правом, - рассуждает Константин Костин. - Все-таки первая статья Устава ООН говорит о том, что все народы имеют право на самоопределение и, собственно, признания референдума не требуется. Вы можете руководствоваться результатами референдума в своей международной политике, а признавать или не признавать вы его не можете. Волеизъявление состоялось, есть его результаты.
Говоря о возможных санкциях, Костин подчеркнул, что нужно понимать, какие вообще бывают санкции.
- Надо понять, какого они уровня, - объясняет политтехнолог. - Первый уровень - это ультиматум, то есть когда одна сторона говорит, что нужно сделать. Второй уровень - политические санкции, то есть когда речь идет о каких-то запретах, например, когда кому-то запрещают въезд. Но настоящие санкции - экономические, то есть торговые войны. Я думаю, что до этого не дойдет. В США очень сложная внутриполитическая ситуация, и если они и пойдут на это, то это будет вынужденный шаг.
Объясняя, каким может быть этот самый шаг, Костин привел пример:
- Это может быть попытка избавиться от энергетической зависимости от энергоресурсов России. Такая попытка уже была, но в прошлом году "Газпром" отчитался о рекордных поставках газа в страны Евросоюза… Только в одной Германии в газовой отрасли работает более 300 тыс. человек, а вместе с семьями это миллион. Представьте, какие проблемы возникнут у Германии, если такое количество людей останется без работы.