Госдума предлагает национализировать все советские кинофильмы

Фильмы, снятые в СССР за государственные средства, могут стать общенациональным достоянием. А авторское право будет вступать в силу не с момента создания художественного произведения, а лишь после его регистрации в специальном реестре. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс России разработал подкомитет Госдумы по интернету и развитию электронной демократии. Как рассказал "Известиям" его глава Алексей Казаков, 14 марта подготовленную концепцию законопроекта предполагается обсудить с правообладателями.

Концепция фактически перестраивает всю систему защиты прав правообладателей в России. Предлагается создать в России Реестр авторских и смежных прав (РАСП), в котором будут регистрироваться все виды интеллектуальной собственности — видео, музыку, рисунки, фото, компьютерные программы и т.п. Сегодня, согласно статье 1259 ГК России, "для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей". Однако, чтобы пресечь контрафактное использование произведения (например, его публикацию на пиратском сайте), правообладателям приходится доказывать свои права.

— Люди в суды ходят и доказывают, что произведение их, — поясняет Казаков. — А когда произведение зарегистрировано в реестре, значит, оно твое. Больше не потребуется доказывать это через суд.

И если какой-то сайт без разрешения правообладателя разместит видео, музыку или другие объекты, которые внесены в реестр, то его можно будет заблокировать обращением в Роскомнадзор, минуя судебные инстанции, объясняет депутат.

Согласно концепции, вносить произведения в РАСП будут организации, аккредитованные при Минкомсвязи. Они возьмут на себя роль интернет-нотариата, куда станут обращаться правообладатели с необходимыми для регистрации документами. По словам Казакова, в реестре смогут регистрироваться как российские правообладатели, так и иностранные. При внесении записи в РАСП необходимо будет указать условие распространения контента. Если он платный — то установить цену за просмотр, за скачивание и т. д.

Депутат уверен, что в таких условиях иностранные правообладатели больше не будут заявлять, что их права ущемляют в России, и начнут зарабатывать на продаже контента. При этом налоги с заработанных в нашей стране средств иностранным правообладателям придется уплачивать в России.

Идею создания РАСП долгое время лоббировали в Минкомсвязи. Затем, как рассказывал "Известиям" источник в правительстве, вопрос отложили до момента, когда начнет функционировать будущая Федеральная служба по авторским правам (ожидается, что до лета решение о ее создании подпишет президент России).

Законопроект также должен разрешить споры о правах на советское художественное наследие — в частности, на кинофильмы и мультипликацию. Как записано в пояснительной записке к законопроекту (есть у "Известий"), "нарушен справедливый баланс интересов государства, бизнеса и гражданского общества... объекты авторских и смежных прав, созданные на бюджетные средства в период существования СССР, перешли во владение частных компаний".

— В законе дается определение национального достояния, — поясняет Казаков. — Мы считаем, всё, что снято во времена СССР за бюджетные деньги, должно быть в открытом доступе, бесплатно и доступно всем участникам интернет-сообщества.

По мнению генерального продюсера Art Pictures Дмитрия Рудковского, избранный законодателями подход — не совсем правильный. Предложенный механизм надо оставить только для защиты авторского права, но не для регистрации. Авторские права должны наступать с момента создания объекта.

— Предложенная система защиты авторских прав — очень интересная. Но необходимо понять механизмы работы будущего закона, и тогда уже делать окончательные выводы, — резюмировал он.

Ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец уверен, что фильмы, снятые в СССР за бюджетные средства, необходимо перевести в национальное достояние.

— Почти 100% фильмов в СССР создано за счет госбюджета. Формально они принадлежат предприятию, которое организовало съемку. Тогда это было не принципиально, ведь всё было государственным. А сейчас многие из этих фильмов оказались в частных руках, из них стали извлекать прибыль.
Читайте полную версию на сайте