Новый закон снял чрезмерную нагрузку с сельских поселений: алтайский депутат
12 марта в Государственную Думу был внесен законопроект, существенно изменяющий ряд положений закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ФЗ-131). Пресс-служба фракции "Единая Россия" в АКЗС сегодня, 13 марта. Распространила официальный комментарий по данному поводу председателя Алтайского отделения Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), заместителя руководителя комитета АКЗС по местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Стеллы Штань:
- После съезда ВСМС 8 ноября в Суздале краевое Законодательное Собрание совместно с органами местного самоуправления рассматривало и обсуждало предложения, касающиеся корректировки 131-го закона. Конечно, основные наши чаяния – уточнение перечня вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления с учетом финансовой обеспеченности, а также вопросы, касающиеся оптимизации формирования органов местного самоуправления. Свои предложения вносили законодательные и представительные органы по всей стране. В результате обсуждения данный законопроект был внесен в Государственную Думу. Думаю, что АКЗС будет его поддерживать, потому что ряд наших предложений учтен.
Вопрос, на который я бы хотела обратить внимание в первую очередь – взаимодействие сельских поселений и муниципального района. В Алтайском крае большое количество сельских поселений, они заметно дифференцированы по социально-экономическому развитию, в то же время все они имеют дефицит материальных и финансовых ресурсов и перегружены полномочиями. В последнее время вопросы поселенческого уровня решались путем заключения соглашений о передаче муниципальным районам большинства полномочий поселений. Поэтому, чтобы не было такого перекоса, законопроект вносит серьезные изменения в статью 14, которая определяет вопросы местного значения поселения.
По законопроекту, в вопросах местного значения поселения остаются такие серьезные позиции, как утверждение бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом; создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи; организация и создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселений услугами организации культуры. В то же время учтены не все полномочия, от которых бы мы хотели поселения разгрузить.
Из того, о чем мы просили: району переданы вопросы, касающиеся организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера; вопросы, касающиеся осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах; вопросы, касающиеся осуществления муниципального лесного контроля и надзора. На уровне поселения невозможно реально выполнять эти полномочия. Законодатель говорит, что из 34 полномочий в рамках 14-й статьи поселению остается 13, а остальные будут регулироваться районом. Естественно, все эти вопросы надо будет серьезно отрабатывать с главами.
Сегодня, в целях усиления позиции поселений в организации обеспечения деятельности муниципальных районов, повышения эффективности кооперации и сотрудничества в муниципальных районах, законодатель предполагает установить единственный способ формирования представительных органов района – из глав поселений, входящих в состав района, и депутатов представительных органов по равной, независимо от численности населения, норме представительства. В 8 из 59 районов Алтайского края действует такая форма организации работы представительного органа. Это, например, Немецкий национальный район, Каменский, Панкрушихинский, Первомайский. Я считаю, что эта форма организации работы представительного органа оправдывает себя. Главы поселений очень профессионально решают стоящие перед ними вопросы, и существует более прочная связь между поселением и районом.
Глава района будет избираться представительным органом из своего состава и исполнять полномочия председателя. В сельских поселениях предусмотрена возможность осуществления полномочий главы местной администрации главой муниципального образования. Такая форма у нас тоже существует, мы ее называем "три в одном", эти позиции тоже отрабатываются.
На Съезде также обсуждался вопрос, касающийся разделения статуса городского и сельского поселения. У нас в крае поселения городского типа – это Благовещенка, Тальменка. Законодатель определил различные перечни вопросов для городского и сельского поселения, и для последних перечень будет уже. Эти позиции тоже отражаются.
Изменяется порядок формирования конкурсной комиссии для назначения глав администрации по контракту. Если раньше две трети комиссии предлагали органы местного самоуправления, а одна треть – по предложению Губернатора, то сейчас – на паритетных началах, 50 на 50.
Очень много было споров по созданию контрольно-счетных органов муниципальных образований. Внесены соответствующие изменения, в частность, в статью 38, о том, что создание контрольно-счетных органов в муниципалитетах – право ОМСУ, а не обязанность. Сейчас ряд контрольных полномочий осуществляют постоянные депутатские комиссии. Я думаю, необходимо с ними активно поработать, чтобы свои контрольные полномочия депутаты исполняли более четко.
Самый существенный вопрос касается прежде всего столицы края, Барнаула, где предлагается ввести двухуровневую модель организации местного самоуправления. Это предложение распространяется на все крупные городские округа, вводится новый вид муниципального образования – городской округ с внутригородским делением. Моя личная точка зрения (не от имени АКЗС и комитета) – пока нужно время для осознания этой позиции.
Если помните, в 80–90-е годы в Барнауле была сходная структура, со своими районами, бюджетами, депутатами. Сейчас такая схема предлагается, чтобы приблизить уровень местного самоуправления к населению. Вопросы местного значения и вопросы источников доходов местного бюджета, состав имущества – все это будет определяться и разграничиваться законами субъекта. Я думаю, что эта структура приемлема для более крупных городов. Нам надо совместно с Барнаульской городской думой, с общественностью проанализировать все новеллы, которые касаются такого крупного города как Барнаул. Статус внутригородского района со своими депутатами, главой, бюджетом требует осмысления.
Конечно, учтены не все предложения, которые мы хотели бы видеть в законе. В пояснительной записке сказано, что ряд других вопросов, которые касаются финансово-экономических основ регулирования местного самоуправления, будут предметом других законодательных инициатив. Мы будем рассматривать и контролировать прохождение всех вопросов, которые затрагивают развитие местного самоуправления.