Камикадзе поднялись в воздух: Украина пошла по пути Греции

Украина переходит в режим жесточайшей экономии. "Правительство камикадзе" Арсения Яценюка опубликовало перечень мер по сохранению быстро тающих государственных финансов и предотвращению дефолта, угроза которого остается реальной. Меры эти перечислены в недельной давности документе, который выложен на сайте кабмина и широко откомментирован в украинских СМИ. Об этом пишет Владимир Панов на КМ.Ру.

Ничего подобного Киев не предпринимал даже в трудные 90-е годы. Госучреждениям запрещены траты, не связанные с их важнейшими обязанностями. Создавать новые госструктуры запрещается; те, что появились при Викторе Януковиче, подвергнутся инвентаризации с возможностью закрытия. Нельзя не только нанимать новых сотрудников, но даже пополнять счета служебных мобильников. Все премии и доплаты отменены, максимальная зарплата руководителей не может превышать 15 МРОТ, то есть примерно 2100 долларов.

Зарубежные командировки временно отменяются. Число самолетов, обслуживающих чиновников, будет сокращено. Госучреждениям нельзя пользоваться чартерами, покупать форменную одежду и автомобили: теперь, за исключением особых случаев, действует правило "одно ведомство – одна машина". Государственные дачи, пансионаты и резиденции подлежат инвентаризации, и часть из них, судя по всему, будет продана (если кто-то рискнет купить). Празднества и годовщины (за исключением 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко, Дня Победы, Конституции, Независимости и памяти жертв голодоморов) правительство отныне не финансирует. А еще Киев пустился массово сворачивать инвестпроекты с участием государства: 42 из них закроются, а 82 будут заморожены.

Можно предположить, что Яценюк и компания решили дотянуть до майских выборов президента, после которых они попытаются согласовать новый пакет западной помощи. Но даже если это удастся, массовых увольнений и сокращений бюджетников можно ожидать куда раньше – в ближайшие недели. Меры экономии вряд ли озолотят правительство: эффект от них никто не оценивал. В последний год правления Януковича госаппарат поглотил без малого 11 миллиардов гривен, или чуть больше миллиарда долларов. В текущем году расходы и без того пришлось снизить. Но даже экономия в несколько сотен миллионов или в миллиард долларов не спасет отцов новой украинской демократии. До конца года Киеву предстоит потратить на сведение баланса текущих операций и погашение краткосрочного долга 25 миллиардов долларов, так что угроза дефолта ни в коем случае не снята.

Чрезвычайные меры экономии говорят не о способности правительства Яценюка выправить положение, а о его готовности безжалостно выполнять все неприятные условия, которыми снабжен пакет западной экономической помощи. На данный момент США, Евросоюз и Международный валютный фонд согласились выделить Украине 16 миллиардов долларов за два года, включая миллиард американских кредитных гарантий через МВФ; в данную сумму включены и гранты на 2 миллиарда, возвращать которые не придется, и 2,2 миллиарда долларов очень полезных годовых кредитов ЕС.

Следующие реформы, которых МВФ требует в обмен на кредиты, обещают стать более радикальными. Кстати, миссия фонда работает на Украине уже неделю, собирая информацию о состоянии украинских финансов. Ранее в Киеве не исключали сокращения расходных статей бюджета разом на 65-80 миллиардов гривен, то есть на 14-17%. Не менее болезненной станет отмена субсидий на ЖКХ. Еще при Януковиче их отмена означала повышение тарифов на 80%.

Сейчас речь идет о 50-70%, однако социальные последствия всех этих шагов будут непредсказуемыми, особенно на бурлящем Востоке Украины и с учетом пустой казны. Одновременно продолжит обесцениваться гривна, как того и хочет МВФ, в результате чего увеличится долговое бремя Украины. Правда, у Нацбанка Украины нет ни желания, ни возможностей "подпирать" валюту. Международные резервы НБУ сократились уже до 12 миллиардов долларов.

Все же у правительства Яценюка есть одно преимущество. Камикадзе терять нечего, особенно ввиду неминуемого дефолта. Раз уж экономика все равно рухнет, ее можно модернизировать, устраняя застарелые перекосы. Заодно и выяснится, зачем пришли новые власти – изменить Украину или дограбить то, что не успели вывести в офшоры Янукович и его окружение. А плата за любые реформы так или иначе будет единой – годы волнений и затяжного экономического спада по греческому образцу.

Вообще чем дальше развивается на Украине бюджетно-долговой кризис, тем больше сравнений с Грецией приходит на ум. Афинам тоже приходилось начинать с посадки чиновников на голодный паек. Греческое правительство годами оплачивало раздутый госсектор и незаслуженные населением "социальные пряники" дешевыми деньгами ЕС, которых в одночасье лишилась. Украина при Викторе Януковиче делала, в общем, то же самое: вливала заемные средства в неэффективную экономику и щедро дотировала населению жилищно-коммунальные услуги, включая газ (тут субсидии доходили до 70%). Дефицит бюджета сдерживался ценой отказа от капиталовложений в важнейшие отрасли промышленности, включая металлургию, ушибленную неблагоприятной глобальной конъюнктурой. За счет этих же "сэкономленных" денег неуклонно повышались зарплаты и пенсии, в то время как налоги на прибыль не раз снижались в угоду донецким промышленным тузам. Вся эта социально-олигархическая благодать так нравилась Януковичу, что три года назад он даже отказался ради нее от новых траншей МВФ, уже тогда необходимых, но предлагавшихся на условиях реформ.

С собираемостью налогов и воровством среди чиновников у Украины те же проблемы, что и у Греции, хотя коррумпированный греческий аппаратчик будет в Киеве эталоном добродетели. Теневая экономика в обеих странах существует почти на законных основаниях, хотя и тут украинцы бьют греков. По данным МВФ, объем теневого сектора на Украине достигает 50% ВВП – это вдвое выше, чем в Греции. Кумулятивный эффект от всех описанных явлений немало посодействовал нынешнему состоянию украинского хозяйства, как и тому, что столица Украины, судя по пребыванию "президента Януковича", переехала в Ростов-на-Дону. "Евромайдан" можно много в чем обвинить, но та пропасть, в которую сейчас падает украинская экономика, вряд ли его заслуга. 

Читайте полную версию на сайте