В Рубцовске создан координационный совет общественных организаций, занимающихся проблемами военнослужащих, участников боевых действий в мирное время и семей погибших.

На прошлой неделе члены совета встретились с главой самоуправления Борисом Лисенковым, чтобы обсудить наболевшие вопросы и выработать пути их решения. На встречу были также приглашены представители комитетов по соцзащите, здравоохранению, службы занятости и ДЕЗа.

Главные проблемы, с которыми сталкиваются ребята, вернувшиеся из армии, особенно из "горячих точек", - трудоустройство, жилье, лечение, обучение.

Как правило, в армию уходят служить ребята, едва окончившие школу, еще не получившие профессии и опыта в какой-то сфере деятельности. Вернувшись, они чувствуют себя никому не нужными. Там, где требуются рабочие руки без особой квалификации, чаще всего не платят зарплату или выдают сущие копейки. Некоторые, помыкавшись, не находят ничего лучшего, чем наркотики. Доза - и все проблемы исчезают, кроме одной: как добыть очередную. В службе занятости населения готовы пойти навстречу всем уволившимся в запас, организовать группы для переобучения. Но, как заметил директор службы Анатолий Акимов, обращений сюда не очень-то много.

Бывшему военнослужащему срочной службы сложно сейчас получить и высшее образование, несмотря на право поступления в вуз вне конкурса. Бюджетных мест мало. Вдобавок Рубцовский индустриальный институт, например, в основном ориентирован на подготовку кадров для промышленности. А это сегодня не та отрасль, в которой много заработаешь, тем более в Рубцовске. Более престижные специальности - платные. Ни один коммерческий вуз не станет обучать бесплатно, а городской бюджет такие расходы не потянет, да они в нем и не предусмотрены.

Негде учиться, негде работать, жить тоже негде. Несколько лет жилье в Рубцовске не строится вообще. Освобождающиеся изредка квартиры муниципального фонда сразу же заселяются очередниками, из которых в свою очередь немало льготников. Руководитель организации "Памир" Александр Мельянец предложил создать ЖСК, которому бы отдали один из долгостроев. В этом доме была бы доля военнослужащих, прошедших "горячие точки", доля администрации города и доля на продажу. А ребята бы переквалифицировались в строителей. Однако городские власти и здесь разводят руками: из 12 долгостроев собственно городу принадлежит только один, остальные - предприятиям-банкротам или коммерческим структурам, которых судьба недостроенных зданий волнует мало.

Вообще много проблем возникает именно из-за того, что государство не предусмотрело льгот тем же воинам-"чеченцам". Их решают на местах. Решают по-разному. В одних городах и проезд в общественном транспорте для них бесплатный, и 50-процентная оплата услуг ЖКХ, и реабилитационные центры, и лечение на высшем уровне. В других ничего этого нет с постоянной ссылкой на дефицитный бюджет. А может, просто внимание к таким людям в дефиците?

Председатель комитета солдатских матерей и депутат горсовета Людмила Седова справедливо заметила, что в Рубцовске с "чеченцами" мало кто работает. Комитет по соцзащите в большинстве случаев может поддержать лишь морально, а получение материальной помощи от коммерческих и государственных организаций зависит скорее от пробивной силы просящего, чем от действительной потребности.

Как сейчас можно получить деньги на лечение? Только от спонсоров. Специалист комитета по здравоохранению Владимир Арсеньев сказал, что в городе лишь однажды было проведено комплексное обследование с участием психолога военнослужащих воинской части, вернувшихся из командировки на Северный Кавказ. Обследовать-то обследовали, а пролечить не смогли. Очереди в краевой госпиталь ветеранов войны ждать долго, а в других регионах требуют оплаты. И платят сейчас за дорогостоящие операции и лечение предприниматели-спонсоры да общественные организации, имеющие деньги от коммерческой деятельности, такие, как Рубцовский общественный благотворительный фонд инвалидов войны в Афганистане.

Конечно, строительство отдельного реабилитационного центра для парней, вернувшихся из "горячих точек", - для города задача неподъемная. Но можно рассмотреть предложение того же "Памира" о выделении в одном из лечебных учреждений нескольких кабинетов врачам, которые бы обследовали и лечили именно таких людей. Это вряд ли потребует больших затрат, нужно только желание сдвинуть дело с мертвой точки.

Неужели город не в состоянии ничего сделать для людей, рисковавших жизнью в интересах государства? Председатель комитета по соцзащите Сергей Юрченко считает, что в данной ситуации помощь должна быть адресной. Не все бывшие военнослужащие живут на грани нищеты, есть среди них и обеспеченные люди, есть и такие, кто просто не хочет работать и занимает иждивенческую позицию. Поэтому задача членов координационного совета - определить круг действительно нуждающихся и решать их вопросы в индивидуальном порядке.

А глава самоуправления предложил координационному совету обозначить минимальные потребности, чтобы попытаться включить их в бюджет 2003 года. Будет отдельная строка в бюджете - можно будет говорить и о конкретной помощи со стороны города, - сообщает "Алтайская правда".

Читайте полную версию на сайте