Шеф-редактор «Алтайской правды» Олег Купчинский: «Казусов было много…»

Олег Геннадьевич Купчинский ответил "На ВСЕ вопросы" читателей News22.ru

 - Как в Алтайской правде, правда всю газету развалили? 
 
В "Алтайской правде" работаю почти два месяца. Время трудное, но интересное. После "Вечерки" и масштаб, и статус, и коллектив, и аудитория, конечно, другие. Хотя газеты близкие по типу и задачам, так что работа знакомая. Оценили обстановку, масштаб задач, направление действий. Работаем в этом направлении. Так что никто ничего не разваливал
 
Проблемы есть, конечно, но где их нет? Все решаемое. И по линии экономики, логистики производства, и по модернизации контента, дизайна. К примеру, начали регулярно проводить круглые столы, на которых с помощью специалистов в разных сферах обсуждается ситуация в различных отраслях Алтайского края. Это будет такой постоянной диалоговой площадкой при газете. Начали проект "Семейный альбом" - это биографии людей, их предков и потомков, с акцентом на фотографии – от прабабушек до детей и внуков. 
 
Запустили совместно с коллегами из других СМИ акцию "Читай, Алтай!". Читатели приносят любимые книги своего детства, которые мы будем передавать в детские дома и сельские библиотеки. В разработке и ряд других проектов. 
 
На днях я был в Москве, в качестве руководителя регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики "СМИротворец" провели церемонию награждения лучших журналистов и с рядом федеральных СМИ договорились о совместных проектах. Работаем над редизайном газеты. Обновится также сайт "Алтайки" – и не только внешне: его работа будет основана на оперативном и широком участии журналистов газеты и ее аудитории. Газета и ее журналисты будут активно представлены в соцсетях. 
 
- Олег! Здравствуйте! Вы прожили большую жизнь практического журналиста. Если сравнивать разные периоды, когда работалось легче (в смысле свободы творчества от цензуры)? Расскажите о каком-то казусном случае из журналистской практики? 
 
Я начинал работать в 1986 году – это было время расцвета "Молодежи Алтая", и через пару-тройку лет эта газета достигла пика популярности и рекордных тиражей. Эпоха гласности принесла и ослабление цензуры, хотя все же немного "поддушивал" крайком КПСС (меня вызывали туда для проработки за фразу в материале – я написал, что алтайские немцы активно выезжают на ПМЖ в Германию). 
 
Секретарь по идеологии час доказывал, что так писать – политически вредно. Справедливости ради скажу, что крайком комсомола был более либерален и поддерживал газету. Почти все 90-е годы – это было максимально свободное время, многие коллеги - кто нарастил авторитет и сделал карьеру, а кто спился, растерял остатки самоцензуры и даже духовных скреп. Последующие годы – нарастание некоего организующего начала и доминирования государства в разных формах. Ну и конечно, появилась масса пресс-служб, пиар-специалистов, политтехнологов, с которыми нужно взаимодействовать, их материалы использовать, а позицию - учитывать. 
 
Все это привело к определенной утрате изначальной функции журналистики – писать правду и помогать людям
 
Казусов было много. Вспоминается, как в конце 80-х в Молодежке у нас была группа юных журналистов и спецвыпуск для старшеклассников "Сверстник". Там была рубрика "Слухи". И вот дети написали, что по слухам в Барнауле обнаружена студия, где снималось эротическое кино. Заметку перепечатали "Известия". А оттуда взяла главная партийная газета "Правда", которая разразилась гневным комментарием – мол, партия и народ взяли курс на нравственность, а в Барнауле в это время… 
 
Короче, МВД решило направить в Барнаул комиссию, а меня вместе с юными журналистами взяли за шкирку местные сотрудники милиции, которым мы долго объясняли, чем слухи отличаются от фактов. В итоге, наши генералы написали в Москву, что информация не подтвердилась, и все успокоились… Своему времени, конечно, свойственны свои казусы. Когда работал в "Комсомолке" - это были ситуации, связанные с редакционной политикой этого массового издания и максимально широкие способы добывания информации (в отсутствии соцсетей, замечу). 
 
Порой в работе возникали правовые коллизии – публикуем в одном издании фотографию, не помню, где взяли. Вроде ничего особенного, в ресторане сидят мужчина и женщина. Но потом гневные звонки. Оказывается, это было тайное свидание любовников. Естественно, все в шоке и требуют сатисфакции. В другой недолго просуществовавшей газете ездили по кладбищам и за бутылку водки переписывали списки умерших, пытаясь на этом строить маркетинг издания. Но это уже история. 
 
 Всегда неприятно, когда во все времена солидные люди в интервью позволяют себе какие-то более менее смелые суждения, визируют текст, а потом смотрят на сказанное другим взглядом, оценивают риски или какое-то давление начинается – и идут на попятную – мол, не говорил этого, газета виновата, все журналисты наврали! 
 
- Известно, что западные спецслужбы используют журналистов, как агентов для сбора нужной информации. Вас не пытались завербовать на практике в иностранных СМИ? Что полезного для себя Вы там получили? 
 
Завербовать не пытались. Полезного получил многое. По меркам доинтернетных 90-х, конечно. По организации работы редакций, организации рекламной службы, продвижению газеты в целевых аудиториях, каким-то пиар-действиям, эвент-маркетингу, особенностям и форматам деловой журналистики и ее инфраструктуре. Впечатление произвела тяжеленная "Библия ВВС" - свод правил и этических норм при освещении самых разных тем и преодолению возможного конфликта интересов. Конечно, жизнь показала, что эти правила не всегда соблюдаются – как и хваленое разделение фактов и мнений - но зафиксированы они должны быть. 

- Как работается под Командованием Роора? 
 
Нормально работается. У него свой круг задач, у меня - свой. Генри Гариевич – профессиональный и грамотный управленец со стратегическим мышлением. 
 
- Олег Геннадьевич! Вы больше двадцати лет преподаете в АлтГУ. Можно сказать, через Ваши руки прошли многие десятки студентов-журналистов. Скажите, а когда студенты были сильнее и целеустремленнее - в начале Вашей работы или сейчас? И еще: можете назвать Ваших учеников, которые стали настоящими профессионалами и которыми Вы гордитесь? 
 
-Студентов прошло на самом деле, сотни. Ведь преподаю с начала 90-х годов. Это и очники, и вечерники, и заочники, и редакторы районных газет на нашей базе получали второе высшее образование… Трудно сравнивать. И сейчас есть яркие талантливые ребята. Но раньше как бы мотивация была иной, что ли…Когда в СМИ было, как на полках советских магазинов - пара-тройка газет, и все. Соответственно, жесткий отбор был, и наращивали ребята мускулы, пытались зарекомендовать себя на производственной практике. 
 
А сейчас масса возможностей для трудоустройства и самореализации. Причем не только в журналистике, а и в смежных сферах. С другой стороны, сейчас ребята более технически подкованы, более универсальны, мультимедийны как журналисты…Но увы, у многих практикантов нет драйва, не горят глаза, не готовы не то чтобы горы ради удачного материала свернуть, но и просто тему предложить свою… 
 
Учеников назвать – много их было, студентов, которым преподавал. Причем, к ним руку приложили и коллеги по университету, и коллеги из других СМИ, разумеется. Вспоминаю Асю Майорову, Лиду Букрееву (Васильченко), Юру Звягинцева, Максима Герасимюка, Жанну Шварцман, Анну Сорокину, Славу Маркова, Наталью Сохареву и Анну Бодагову (Шарлай), далее – по списку… 
 
- Кого Вы считаете настоящими друзьями и какими качествами должен обладать друг? 
 
Настоящие друзья – их же не может быть много. Кто-то из детства, юности, студенческих лет. Кто-то – коллеги. Качества – надежность, понимание, готовность понять и поддержать, чем-то пожертвовать. 
 
- Не считаете ли вы, что печатным СМИ осталось недолго жить? Сами вы пользуетесь электронными СМИ довольно много...
 
  - На этот счет есть разные мнения и прогнозы. Судя по экспертному обсуждению темы в соцсетях и проф сообществах – да, онлайн в активном тренде. Но есть некий здоровый консерватизм у определенной части населения – привычка ли, традиция ли, понимание того, что у бумажной газеты как носителя информации есть не только недостатки, но и определенные достоинства. 
 
Эти сегменты дополняют друг друга. Я сам активно пользуюсь соцсетями для продвижения газеты. Ну и как журналист, конечно. Когда ездил в пресс-тур по Дагестану – публиковал в Фейсбуке заметки и репортажи. Стоит задача втянуть в сети и журналистов. 
 
- После первых недель работы в Алтайской правде, что можете сказать о коллективе журналистов, который достался Вам в наследство, а также, кто перешел с Вами из ВБ в "Алтайку"? 
 
Коллектив вполне профессионален. Каждый индивидуальность, а все дополняют друг друга. Все остаются работать – при условии соответствия современным требованиям и новым задачам. Важно не ставить себе при жизни памятник, любить не себя в газете, а газету в себе. Из ВБ перешли журналист Тамара Попова, начальник отдела рекламы Оксана Кропотина и дизайнер Елена Торгунакова. 
 
- Ваше отношение к происходящему на Украине? 
 
-Считаю, что все вопросы нужно решать мирно и языком дипломатии, а не пушек и танков. 
 
- Если начать жизнь заново, что бы Вы в ней поменяли? 
 
 - Все идет своим чередом). 
 
- Какое достижение в своей жизни Вы считаете главным? 
 
 - Дети, семья, достижения в профессии. -
 
- Когда придет срок встретиться с Богом, что Вы ему скажете? 
 
Поблагодарю за интересную жизнь и попрошу дать эксклюзивное интервью… 
 
СПРАВКА
 
Олег Купчинский родился в 1963 году в городе Клинцы Брянской области. 
 
Окончил факультет журналистики Московского государственного университета. 
 
С 1986 по 1998 годы работал в газете "Молодежь Алтая" (корреспондент, обозреватель, завотделом, редактор). Затем работал шеф-редактором регионального выпуска газеты "Комсомольская правда". 
 
С 2005 по 2013 годы – бессменный шеф-редактор газеты "Вечерний Барнаул". Издание неоднократно становилось лауреатом и победителем всероссийских и межрегиональных конкурсов СМИ. 
 
 В течение 20 лет - старший преподаватель кафедры журналистики Алтайского госуниверситета. Разработал и читает лекционный курс по маркетингу и менеджменту СМИ, а также спецкурс по информационной журналистике. Воспитал целую плеяду молодых журналистов, работающих в местных, региональных и федеральных СМИ. 
 
Автор и соавтор ряда исследований и публикаций в профессиональных изданиях по состоянию, экономике и саморегулированию СМИ, а также стратегиям их выживания и развития, мультимедийной журналистике, стратегиям продвижения газеты в соцсетях. 
 
Лауреат и победитель всероссийских и региональных профессиональных журналистских конкурсов. Проходил стажировки в зарубежных СМИ: "The Washington Post"(США), BBC, Reuters (Великобритания). Сотрудничает с рядом международных СМИ. Член Союза журналистов РФ. Активный пользователь соцсетей.
Читайте полную версию на сайте