Россия сбрасывает «семерку»: ради Крыма мы готовы отказаться от членства в G8
Россию могут исключить из G8 за военное вмешательство в украинский кризис. Западные партнеры по клубу развитых стран уже заявили о бойкоте саммита в Сочи. Соответствующее заявление распространила в понедельник, 3 марта, пресс-служба Белого дома США, - передает СП.
Решение о бойкоте не стало неожиданным. Еще в субботу, 1 марта, группа конгрессменов-республиканцев предложила Белому дому список мер давления на Москву. Вот как он выглядит:
– бойкот сочинской встречи G8 и исключение РФ из клуба развитых стран;
– возвращение к планам по развертыванию систем ПРО в Восточной Европе, прекращение консультаций по подписанию договора о свободной торговле;
– ускоренный прием в НАТО Грузии и поддержка планов стран Балтии о размещении у них военных баз;
– существенное расширение "списка Магнитского" путем включения в него официальных лиц РФ, "непосредственно причастных к организации агрессии против Украины", поиск собственности и банковских активов российских чиновников в США.
Как видим, бойкот и последующее исключение России из G8 стоят в этом списке на первом месте. Впрочем, такую позицию разделяют на Западе не все – глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс уже заявил, что выступает против исключения России из "Большой восьмерки", а также других международных организаций. Тем не менее, исключить нас все-таки могут – правда, только в случае военного вмешательства.
Между тем, вечером 2 марта стало известно, что президент России Владимир Путин после телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель согласился создать группу по ситуации в Крыму под эгидой ОБСЕ. Каким образом будет функционировать группа и когда она начнет свою работу, не сообщается. По словам представителя правительства Германии Георга Штрайтера, в ходе разговора Меркель, в частности, обвинила Путина в нарушении международных договоров посредством осуществления "недопустимой интервенции" на Украине. В свою очередь, Владимир Путин отметил, что меры, предпринимаемые Россией, "полностью адекватны сложившейся экстраординарной ситуации".
Миссия ОБСЕ очевидно снижает риск горячего сценария, но поможет ли этот шаг остаться России в "Большой восьмерке" – вопрос открытый. Но что реально дает нам членство в G8, и что Россия потеряет, если ее исключат из клуба?
– Нас действительно могут исключить из "восьмерки", – считает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Но надо понимать: членство в G8, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС мало что дает в практическом плане. От того, состоит Россия в этих структурах или нет, практически ничего не изменится.
Замечу: "Большая восьмерка" не принимает обязательных для кого бы то ни было решений, в том числе, обязательных для самих членов организации. Поэтому бессмысленно говорить, что Россия имела в G8 право голоса, а сейчас его лишится.
Членство в G8 – это, в первую очередь, вопрос международного престижа, поскольку считается, что в клуб входят наиболее влиятельные страны мира. На деле, для меня совершенно неочевидно, что Канада или Италия более влиятельные страны, чем Китай или Индия.
"СП": – Но если нас исключат, то это ударит по престижу страны…
– Скорее, по престижу лично президента Владимира Путина.
"СП": – В списке мер, озвученных республиканцами, следом за исключением идут развертывание ПРО в Европе, ускоренный прием в НАТО Грузии, поддержка планов стран Балтии о размещении у них военных баз, и т.д. Каковы шансы, что эти пункты будут реализованы?
– Это попытка американцев загнать ставку как можно выше. При этом совершенно не факт, что объявленные меры будут реализованы хотя бы наполовину. Республиканцы – оппозиционная в данный момент партия – вообще много чего предлагают, но не стоит считать их инициативы официальной позицией Соединенных Штатов.
"СП": – Чем мы реально поплатимся за действия на Украине, помимо места в "восьмерке"?
– Не думаю, что чрезмерно многим. У нас экономические связи с США достаточно небольшие, поэтому американцам трудно наказать нас, так сказать, рублем. Европа – дело другое: у нас большие связи, но они обоюдные.
"СП": – Возможен ли ввод миротворческого контингента НАТО на Украину?
– Абсолютно исключен – НАТО никогда не пойдет на риск возможного столкновения с Россией. Альянс к такому развитию событий не готов, он сегодня – бумажный тигр. Пятидневная война в Грузии 2008 года хорошо этот тезис иллюстрирует. Тогда в НАТО пальцем не шевельнули, чтобы помочь своему вернейшему союзнику именно потому, что это грозило столкновением с Россией. Я не понимаю, как можно этого не замечать…
– Да, угроза исключения из G8 – это главным образом угроза имиджевой потери, – согласен и замдиректора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько. – Думаю, Запад опоздал, пугать нас такими мерами нужно было раньше. Сейчас точка невозврата пройдена. Наши заявления и действия показывают, что Россия готова идти на любые меры по защите своих политических интересов, поскольку эти интересы обеспечивают выживание нашей страны – в буквальном смысле слова. И на этом фоне имиджевые потери несущественны.
Сейчас для России куда важнее мнение Китая или Бразилии. И даже если из "Большой восьмерки" нас исключат – что, на мой взгляд, маловероятно, – это сыграет лишь на руку России. Мир увидит в ней нового лидера, способного составить альтернативу полюсу силы в лице США. Вокруг России – нового полюса – начнут группироваться страны, силы и партии, недовольные грубой политикой силы, которую американцы придерживались с момента развала СССР. В данной ситуации исключение из "восьмерки", наоборот, может улучшить имидж России на международной арене.
Да и остальные угрозы – исключение из ВТО, разнообразные экономические санкции – России на руку. Исключение из ВТО позволит нам эффективно защищать собственный рынок, и на законных основаниях вводить санкции против иностранных производителей и иностранных товаров. Сокращение поставок энергоносителей в Европу приведет, прежде всего, к проблемам в самом Евросоюзе. Более того, если Россия выйдет из ВТО и будет подвергнута экономическим санкциям, это позволит провести ряд реформ, направленных на реиндустриализацию страны и на повышение роли наукоемких производств, в том числе ВПК.
Но, повторюсь, угрозы Запада, по большей части, представляются нереализуемыми. Например, Франция уже заявила, что не рассматривает возможность введения санкций на торговлю оружием с РФ. Это заявление доказывает, что Запад сейчас не представляет собой единого целого. Он пытается оказывать давление, надувать щеки, но все равно видно, что эта позиция является скорее позой, чем реальной угрозой для России.
"СП": – Можно ли сказать, что исключение России из G8 укрепит наши позиции в G20?
– Думаю, да. Но в целом сегодня не стоит говорить о "восьмерке" и "двадцатке" как о реальных и эффективных механизмах международного сотрудничества. По большей части, эти организации обеспечивали символическое единение ряда стран, символические договоренности, которые позволяли учитывать интересы участников этих сообществ. Но сейчас наступает новая эра в политике, и подобного рода организации отходят на второй план.
– Исключат ли нас из "восьмерки" или нет, зависит от того, насколько усугубится украинский кризис, – считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО МИД России, эксперт Совета по внешней и оборонной политике Александр Тэвдой-Бурмули. – Если от фазы эскалации дело перейдет в фазу горячую, если начнется стрельба и ввод российских войск на территорию левобережной Украины (пока там русских войск нет, они есть только в Крыму) – Запад перейдет к реализации своих угроз. В этом случае исключение России из "Большой восьмерки" вполне возможно.
"СП": – Вы говорите, нас могут исключить из G8, если конфликт на Украине перейдет в горячую фазу. Но сейчас Путин согласился на присутствие в Крыму международной миссии ОБСЕ. Это страхует нас от неприятностей?
- Думаю, согласие на миссию ОБСЕ – вынужденный шаг. Даже если в условиях присутствия наблюдателей крымский референдум даст положительный результат по поводу государственности, у ОБСЕ неизбежно возникнут вопросы. Запад вряд ли признает его легитимным.
Другими словами, возникнет ситуация, которая пролонгирует фазу кризиса, при том, что каждая из сторон останется привержена прежним целям. Россия будет по-прежнему надеяться инкорпорировать Крым, а Евросоюз – пребывать у абсолютной уверенности, что не позволит этого сделать.
Между тем, затягивать с присоединением Крыма не в наших интересах. Россия как игрок в данном случае не нацелена на долгосрочную кампанию, когда стороны играют на износ на самых разных полях, поскольку ресурсов у нас немного. У Путина был шанс решить крымский вопрос максимально быстрым образом, но сейчас, как я понимаю, этот шанс начинает таять.
"СП": – Если нам не удастся присоединить Крым, можем ли мы признать его независимым по типу Абхазии и Южной Осетии?
– Формально, да, можем. Но это не изменит итог наших отношений с Западом – они провиснут и в этом случае. Для Запада нет разницы, войдет ли Крым в состав России напрямую, или он станет независимым государством, в котором будет базироваться русский флот. Крым станет вечным яблоком раздора. Киев будет пытаться при удобном случае взять реванш, ссылаясь на незаконность отторжения полуострова, а нам придется постоянно держать Крым под защитой, стабильно портя отношения с Западом.
"СП": – Если дойдет до референдума, и Запад опротестует его результаты, мы откажемся от присоединения Крыма?
– Скорее всего, Путин присоединит Крым, даже несмотря на протесты Запада. Президент, думаю, пойдет в этом вопросе до конца. В этом случае Запад в долгу не останется, и ответит по максимуму. Конечно, никто воевать с Россией не будет. Речь пойдет о прекращении программ сотрудничества с ЕС, существенном пакете визовых санкций, замораживании российских авуаров и пристрастном взгляде на российские госкомпании, действующие за рубежом. Кроме того, Запад попытается обвалить цены на нефть.